Необычные шерстяные изделия Алены БАЛАШОВОЙ

— Алена, для непросвещенных: что такое валяние?

Валяние шерсти(фелтинг, фильцевание) — это особая техника  рукоделия , в процессе которой из овечьей шерсти создается нетканый материал, он называется войлок. Самое распространенное валяное изделие, известное каждому — валенки. Но валяние сегодня — это игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Валяние, пожалуй, один из древних способов обработки шерсти, его история так глубока, что точно сказать, как и когда появился войлок, сложно. Есть много легенд, связанных с этим.

— Что покупатель может найти в вашем Шкафу?

— Чего у нас только нет!

Разнообразные украшения:

  • брошки,
  • серьги,
  • бусы,
  • браслеты,
  • игрушки,
  • шарфики,
  • тапочки,
  • шляпки,
  • уличная обувь,
  • варежки,
  • сумочки,
  • чехлы для мобильных телефонов, ноутбуков,
  • подушки,
  • картины из войлока.

Ну и, конечно, у нас можно приобрести саму шерсть — кардочес (для более жестких изделий и для сухого валяния), гребенная лента, мериносы самых разных цветов, различные растительные волокна, которые очень украшают валяное изделие: шелк, лен, крапива, бамбук, соя, хлопок — много всего. Есть и другие сопутствующие материалы для ручной работы.

— Как думаете, с чем связана растущая популярность войлока?

— Я думаю, что это касается не только обработки войлока — любого другого рукодельного ремесла: нам все больше нравится приобретать уникальные вещи ручной работы. В век технологий хочется иметь что-то, сделанное не машинами, а людьми. В такой вещице есть настроение, какая-то теплота, что ли…

— Алена, а как вы начали работу с войлоком?

— Моя подруга (Анна Шапошникова — одна из создательниц нашего Шерстяного Шкафа, — авт.) увлекалась валянием и заразила меня этим. Так что с 2008 года хобби стало моей работой. Войлок очень интересный материал: он может быть очень плотным и жестким, а может — таким нежным, даже воздушным, он очень природный, настоящий, этнический какой-то. Кроме того, само валяние, я бы сказала, процесс медитативный: не быстрый, и, конечно же, творческий. И что еще очень интересно, результат зависит не только от тебя: шерсть тоже диктует свои условия, ее надо чувствовать — конечно, это увлекает, захватывает!

— Какие изделия вы мастерите чаще всего?

— У нас нет никаких ограничений, можно пробовать себя в разных направлениях. Мне нравится делать все. Каждый раз работа получается новой, особенной — стараюсь не повторяться.

— Какой у вас был самый необычный заказ?

— Мы делали штору для детской комнаты. Это была штора-радуга в виде арки. На ней висели разные шарики, игрушки. Все эти чудеса были на магнитиках, их можно было снимать, передвигать с места на место… Получилось очень красиво!

— Как вы находите вдохновение для своей работы?

— Вдохновение… оно либо приходит, либо нет. Я просто живу, чувствую: радуюсь, грущу, восхищаюсь, разочаровываюсь, и то, что происходит в моей душе, какие-то впечатления, эмоции выливаются в новые идеи и образы.

— Что чаще всего покупают в вашем магазине? Украшения? Игрушки?

— Чаще всего делают какие-то небольшие покупки, то, что стоит недорого. Но бывает и так, что люди просто не могут удержаться и на последние деньги покупают себе какую-нибудь чудесную вещицу, и в результате выходят из нашего магазинчика абсолютно счастливыми (улыбается, — авт.)

— А вам не жалко расставаться с изделиями?

— Вы знаете, я, можно сказать, сапожник без сапог. У меня нет ни одной валяной вещи. Мне интересно придумывать, делать вещь, с волнением наблюдаю, как люди выбирают из других именно твою работу, и, конечно, очень приятно, когда ты понимаешь, что вещь нашла своего хозяина. Так что нет, не жалко, наоборот — радостно!

— Сколько времени уходит на изготовление изделий?

— Нужно понимать, что, в первую очередь, это творчество. Одну сережку можно сделать за 5 минут, а можно и за три дня. Творческий процесс невозможно уложить в какие-то рамки.

— Как проходит сам процесс создания нового войлочного чуда?

— Наверное, сначала возникает идея, потом ты стремишься ее воплотить. Тут каждый действует по-своему. Одни делают наброски, эскизы, кто-то просто представляет все в голове. Важно одно: замысел нужно сформировать, разложить на составные части, как рецепт. Кстати, процесс валяния — это такая своеобразная кулинария. Многие валяльщицы занимаются работой на кухне (мало у кого есть отдельные мастерские), в процессе валяния шерсть катают скалками, что напоминает работу с тестом, да и выбор цветов шерсти схож с выбором ингредиентов. Так что, как видите, параллелей хватает.

Способы валяния. Сухое и мокрое валяние.

— Какими способами валяют шерсть?

— Существуют два основных способа валяния. Сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса шерстинки сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние — более сложный процесс. Сначала определенным образом шерсть выкладывается, потом смачивается теплым мыльным раствором, а дальше — при помощи различных воздействий — начинает сваливаться.

Сухое валяние чаще применяется для создания объемных изделий:

  • игрушек,
  • бижутерии,
  • фигурок,
  • авторских кукол,
  • а также нанесения рисунков и узоров на войлок,
  • фетр и предварительно свалянные поделки.

Мокрое валяние подходит для изготовления:

  • панно,
  • одежды,
  • обуви,
  • различных полотен.

История происхождения войлока.

Согласно средневековой легенде Святой Климент, живший в I в. н.э., впоследствии ставший четвертым папой римским, странствуя, случайно открыл процесс создания войлока. Для большего удобства он набил сандалии очесом (короткими волокнами шерсти), в результате воздействия ног, пота и влаги с землей клочки шерсти спутались и превратилась в валяное полотно. Став епископом, Св. Климент набрал группу работников для совершенствования процесса валяния. Впоследствии он считался покровителем шляпных мастеров, широко использовавших войлок в своей работе.

Ирина РОМАНИВА