Дизайнер Максим Шняк: «Весь секрет в простоте»

Вещи, которые создает Максим, обладают характером, своими уникальными историями, и, как говорит сам белорусский дизайнер, «провоцируют» покупателя в хорошем смысле этого слова.

— Максим, расскажи немного о себе.

— Я учился в Республиканской школе-колледже искусств по отделению скульптуры, потом поступил в Белорусскую государственную Академию искусств на художественную обработку металла — хотелось попробовать себя в новом направлении. Тем более что специальность — художник по металлу — редкая и малоизвестная, в Академию на нее набирают только раз в 5 лет.

Уже во время учебы я начал сотрудничать с одной белорусской фирмой, делал проекты уличной мебели.

— Чем занимаешься сейчас?

— Я работаю с фирмой из Гонконга, которая находит предприятия в Китае, заинтересованные в моем дизайне. К примеру, им нужен новый дизайн сервиза, и я полностью разрабатываю тему: от образа до технических характеристик и моделей в 3D. Все проекты рассчитаны на серийное производство, потому они должны нравиться людям, цеплять их.

С китайцами работать интересно, им любопытен путь моей мысли. Так что в презентациях готового продукта я показываю, что подтолкнуло меня к этой идее. Для китайцев, кстати, очень важно чтобы у предмета была своя история. Вот я придумал бокал, и в презентацию, которую я им показал, включил снимки скрипки, которые меня вдохновили.

Кстати, это как раз самый главный этап в создании новой работы — нахождение образа. Важно не просто нарисовать кресло, а представить контекст, в котором оно окажется, провести какие-то параллели, придумать сюжет.

— В Минске можно увидеть твои работы?

— К сожалению, нет. (но можно увидеть на сайте http://maximshniak.com/ - прим. ред.) Все, что я придумываю, производится в Китае и поставляется в самые разные страны: Канаду, Эмираты, Австралию, Россию. Но до нас пока мои предметы не дошли. Мне бы самому как автору хотелось бы взглянуть на то, что получилось в итоге, понять, жизнеспособна ли моя мысль. В конце концов, выставку организовать, чтобы мои работы оценили не только за рубежом, но и в Беларуси.

 

— Какие вещи ты уже делал?

— Плетеная мебель для пляжей, ресторанов, баров, фарфоровые сервизы, столовые приборы, уличная мебель, часы, да много всего…

— Можешь ли ты дать какое-то определение тем предметам, которые ты придумываешь?

— В первую очередь я стремлюсь, чтобы в них не было лишнего, но в то же время была какая-то провокация, изюминка. В моей простоте скрыт длительный поиск формы, внутреннего содержания и внешнего исполнения, и в идеальном случае человек должен посмотреть на вещь и понять для себя, что это то, что ему нужно.

— Что тебя вдохновляет?

— Мне не нравятся гротескные вещи, сложные ткани, несуразные конструкции. Все это напускное, лишнее. Меня вдохновляют простые вещи. Я всегда стараюсь найти интересный поэтический образ, ассоциацию. К примеру, когда я проектировал ротанговую мебель, я любовался на цветок геликонию. Это такие простые, но очень эффектные цветы. А когда я работал над дизайном бокала, то, как уже говорил, рассматривал силуэт скрипки, ее изгибы.

— Тебе нравится то, чем ты занимаешься? Не жалеешь, что бросил заниматься скульптурой и не стал художником по металлу?

— Конечно, нет. Промышленный дизайн — очередная ступенька в моем развитии, этап в творчестве и карьере, и на этой ступеньке удается придумывать самые разные вещи, что не дает расслабиться и не надоедает. И это хорошо, человек должен искать себя в том, что получается у него лучше всего.

— Не хотел бы пойти на какое-нибудь белорусское предприятие и создавать свои проекты для белорусов?

— Я два года отработал на таком предприятии, и пока что мне больше нравится быть фрилансером. Сегодня это намного удобнее, никто не ограничивает твою свободу творчества. Хотя и поступают заказы на проекты, но никто не диктует мне своих правил. 

Сейчас я бы очень хотел сотрудничать с нашими предприятиями как свободный дизайнер. Я приходил со своим проектом часов на «Луч», готов был оплатить даже пробный экземпляр, но для них это оказалось очень сложно и мою инициативу не поддержали. Сейчас я разослал предложения на белорусские мебельные предприятия и буду всеми силами стараться наладить сотрудничество.

Хотелось бы, чтобы менталитет наших людей и технический уровень наших предприятий приближался к европейскому — этодаст нам, дизайнерам, больше возможностей в реализации задуманного.

Максим Шняк— А чем интересуешься помимо работы?

— Частенько заглядываю в «Букинист» — очень люблю читать. Конечно, замечательной литературы очень много, и все не перечитаешь, но я для себя решил, что чтение должно быть непрерывным. Ну а все остальные мои хобби так или иначе связаны с дизайном. Мне нравится следить за новыми тенденциями, интересными проектами, я всегда интересуюсь новинками от любимых дизайнеров: Джаспера Моррисона, Константина Грчика, Патрисии Уркиолы.

— И традиционный вопрос для нашей газеты: как ты питаешься, какие у тебя отношения с едой?

— Пожалуй, я некулинарный человек — мне все равно, что есть. Люблю ту еду, на готовку которой не нужно тратить много времени, к примеру, омлет. Хотя недавно вот лепил в гостях суши, получилось очень даже неплохо. А вообще я настоящий белорус — обожаю драники и все блюда из картошки!