Проект USAID в Беларуси: от американского народа — белорусскому агротуризму.

Каким образом будут выбраны участники проекта, почему в нем задействованы только вышеназванные области и как будут распределены средства? Об этом и многом другом мы спросили у руководителя проекта, кандидата экономических наук Марины Боровко.

— Марина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о проекте подробнее.

— Цель нашего проекта — поддержать представителей малого и среднего бизнеса в сфере эко— и агротуризма в Гродненской и Брестской областях. Так как в данных областях достаточно большой процент сельских жителей, то, поднимая предпринимательство из глубинки, мы планируем повысить экономическую состоятельность самих этих областей.

— А почему выбрали именно эти области? Не планируете ли в будущем подключить и другие регионы страны?

— Выбор регионов — желание доноров проекта, USAID. Возможно, области были выбраны потому, что они граничат со странами Европейского союза, а привлечение в Беларусь иностранных туристов — важная задача.

Кроме того, Брестская и Гродненская области отличаются крайне активным темпом развития агроэкотуризма и высокой концентрацией природных, исторических и культурных памятников. Но в ряде мероприятий мы не ставим ограничение по областям. К примеру, для обучения, совершенствования профессиональных навыков владельцев и участников экотуристического бизнеса нам понадобятся тренеры, которых мы будем привлекать не только из этих двух областей. Также мы будем организовывать выезды на успешные объекты агротуризма в другие области Беларуси.

— Почти два миллиона долларов — огромные деньги. Как будут распределены средства?

— Они будут распределены на реализацию проекта: разработку образовательных программ, проведение тренингов, создание стратегий развития экотуризма, информационно-образовательные кампании… Ну, и конечно, на финансирование инициатив. Планируется профинансировать около 30 инициатив по устойчивому развитию экотуризма, направленных на укрепление потенциала частных предприятий, расположенных в Брестской и Гродненской областях. На реализацию двух крупных инициатив планируется выделить суммы до 50 тыс. долларов каждой, на 30 других — до 15 тыс. долларов каждой.

Проект USAID в Беларуси— Что понимается под туристской дестинацией и по какому принципу они будут отобраны?

— При выборе дестинаций (от англ. destination — место назначения) мы не будем ограничиваться жесткими административными и территориальными границами. Дестинацией может быть, к примеру, весь Лидский район, а может быть и поселок в этом районе. В большей степени в дестинации главное не сама территория, а компоненты, входящие в ее состав.

Отбор будет проведен на конкурсной основе. В положении о конкурсе можно узнать его условия и требования. Сейчас мы будем проводить тренинги, разъяснять условия конкурса, учить оформлять заявку, в общем, сделаем все, чтобы помочь людям, желающим развивать свой бизнес.

— Предположим, что есть два фермера, которые заполнили заявки и подходят по всем нужным требованиям, но вам необходимо выбрать только одного из них. Что еще вы будете учитывать — популярность и посещаемость усадеб, продолжительность работы в этой сфере?

— Все необходимые критерии, прописанные в положении, ранжированы по приоритетности. Один из самых существенных пунктов — наличие государственного и частного диалога. То есть заявитель должен показать, есть ли у него партнерство с государственными органами и общественными объединениями, прикрепить письма поддержки (от поселкового совета, партнеров и т.д.)

По всем пунктам начисляются баллы. Нужно понимать, что мы оцениваем не самого заявителя и не его усадьбу, а дестинацию, территорию. И на ней, кроме всего прочего, должны быть также какие-то объекты туризма — не обязательно памятники ЮНЕСКО, это могут быть природные объекты, музеи, интересные мероприятия, обряды и обычаи…

Всего ожидается  примерно 30 заявок из Брестской и Гродненской областей. Мы их проанализируем и вынесем на обсуждение конкурсной комиссии, в которую входят представители ПРООН, USAID, Министерства спорта и туризма РБ. К концу января — началу февраля 2013 года мы надеемся узнать конкретные дестинации.

— Что будете делать после того, как дестинации будут выбраны?

— Предстоит еще много работы. Это же только начальный этап. Уже сейчас во многих направлениях работают эксперты. А после того, как будет отобрано 16 дестинаций, мы будем проводить тренинги по выработке стратегий в сфере экотуризма. На основании оценки специалистов будут организованы тренинги для государственных и частных сторон. Кроме того, планируются обучающие поездки в Европу для ознакомления участников с передовым опытом и многое другое.

— В программе проекта то и дело проскальзывает слово «экотуризм». А как будет определяться экологичность агроусадеб?

В рамках проекта у нас запланированы мероприятия, семинары, обучение. Мы думаем о том, чтобы поднять вопросы сертификации, хочется прийти к единой системе оценки. А еще у нас есть система мини-грантов, которые будут выдаваться победителям в конкурсе местных инициатив (конкретных агроусадеб). И если у кого-то появится идея с помощью мини-гранта заняться вопросами экологии, это будет здорово. Мини-гранты также будут выбираться по конкурсу.

Проект USAID в Беларуси

Ирина РОМАНИВА

Фото из архива LEED