Путешествие гурмана - ГОА! Как много в этом звуке...

Не только корысти ради, а также волею газетой "Гастроном" оказался я в солнечной Индии. Задача: узнать секреты индийской кухни и стоимость экономичного отдыха для небогатого белоруса. Сверхзадача: расслабиться и получить удовольствие. Пароль: хинди руси бхай бхай (русский с индийцем братья навек). Отзыв: руськи сматри мая рубаска спешл прайс (непереводимая игра слов).

Гоа почти не виден

Каждый продвинутый белорус знает, что самые доступные по цене туры в далекие страны бывают только с вылетом из Москвы (или Киева, если проживаете в Гомельской области). И покупать путевки нужно только в московских фирмах. Либо покупать билеты на сайтах авиакомпаний и организовывать свой отдых самостоятельно. Страшно? Пишите на мой ящик — помогу.

Первоначально мы (я и мой сын-фотокор) хотели купить только билеты. Для этого проанализировали сайт дешевых авиабилетов skyscaner. Указав датой отлета «любой день декабря», а датой прилета «любой день января», мы увидели, что можно улететь за 7 000 рублей РФ только 6 и 13 декабря (в остальные дни от 13 до 35 тысяч). А вот вернуться по такой цене уже не получится: обратный билет от 13 000 рублей до бесконечности. Тогда изменили дату прилета на «любой день декабря» и нашли единственный эконом-вариант: только 28 декабря за 7 000 рублей.

Указанная на сайте авиакомпания сама билеты не продает, и отправила нас к посреднику. Те долго ковырялись в компьютере и со свойственной московским манагерам ленью и некомпетентностью предложили вариант туда за 7, а обратно уже за 13 тысяч. «Вежливо» попрощавшись с горе-продавцами, мы поехали в турфирму, чьи супер-предложения атаковали мою почту. Вспомнился герой анекдота, который не знал, что такое спам, и к настоящему моменту длина его пениса достигла уже 130 см. Я последовал его примеру и не удалил письмо назойливой турфирмы, которая предлагала 8-дневный отдых на Гоа (гест-хаус одна звезда, только ночевки) за 13 000 рублей! Мы рассуждали так: купим тур по спеццене, в аэропорту нас встретит бесплатное такси (трансфер всегда входит в стоимость тура), на первые дни крыша и постель есть. Утром следующего дня возьмем скутеры в аренду, и поминай как звали — отправимся в вольные странствия по городам и весям (и пляжам) Гоа, ночуя в разных местах. Питание все равно не оплачено, а жилье в раю стоит в 10 раз дешевле, чем в Горках после «Дожинок». Аренда скутера в день обходится всего 200-300 рупий; курс индийской рупии к российскому рублю 1:1. В белорусские рубли переводить принципиально не буду: на момент отлета 1 российский рубль стоил 200 белорусских, потом ввели 30% налог на покупку валюты, сегодня видел в обменнике курс продажи 312... Не исключено, что к моменту сдачи статьи в печать валюта будет продаваться по талонам и только членам профсоюза.

Ошибка резидента

Но я забежал вперед: еще никто никуда не улетел и на скутере никуда не уехал. Надо же визу получить сначала! Турфирмы просят за визу 60$, в посольстве она стоит 40$. Будем получать сами по двум причинам: 1) не дадим фирме заработать; 2) все равно все документы придется собирать самому. На момент покупки тура мы находились в Москве, но подавать в тамошнее посольство Индии бесперспективно — от белорусов требуют документы, которых у нас нет и быть не может: регистрация в Москве и разрешение на работу. В Минске все проще: заполни анкету на сайте посольства, отсканируй и вставь в нее фотку, возьми на работе справку о доходах за последние 6 месяцев (не менее 4,5 млн в месяц) и покажи билеты (или подтверждение их бронирования). Само собой, добавь 40 баксов и немного белорусских денег зачем-то — 17 500 рублей.

Вот тут мы и допустили первые две ошибки: тянули с отъездом в Минск до последнего и оплатили тур полностью. По поводу тура — спам-предложение оказалось правдой. Более того, любезный менеджер турфирмы «Айс-Нат» Сергей предложил нам вместо ненадежного туроператора надежного, вместо гест-хауса отель с двумя звездами, вместо 8 дней — 13 (!), к ночлегу добавились завтраки — и все по той же цене-заманухе. Вместе с топливным сбором 1 путевка обошлась 17 500 российских рублей (на тот момент 380 долларов), то есть дешевле перелета. Такой вот парадокс чартерных рейсов.

Моя третья ошибка: когда турагент Сергей предложил справку о бронировании билетов, за которую почему-то нужно заплатить 10$, я отказался. Позвонил в посольство Индии в Минске, в ответ на свое приветствие услышал: «Объект!» Переспросил, туда ли я попал, снова услышал про какой-то секретный объект и только потом понял, что имелся в виду ОБЕД. Перезвонил позже и спросил у милой девушки, достаточно ли для подтверждения бронирования вылета трех документов, которые есть у меня на руках: договора с печатью и кассовыми чеками об оплате, ваучера и страхового договора. Она ответила, что достаточно. Когда мы дождались бесплатного транспорта до Минска и прискакали в посольство в пятницу, оказалось — ни фига, не достаточно. В пятницу документы у нас не приняли.

Пришлось согласиться на платную справку. Оказалось, что это три строки на бланке турфирмы. При желании, такой «документ» можно состряпать за 5 минут самостоятельно. Даже к этому подлинному документу были вопросы — сотрудница посольства ходила консультироваться и со второго раза нас пожалела, приняла документы в понедельник, хоть и со скрипом.

Срок выдачи визы 5 дней, но у нас уже в пятницу вылет! Причем, из Москвы. Набравшись наглости и свежих номеров «Гастронома», в котором целый разворот был посвящен индийской кухне и интервью с женой посла, мы приперлись в посольство уже в среду. Обломились, конечно. Но и в четверг вечером визы не были готовы! Доводы о том, что завтра вылет из другого города другой страны и тур оплачен на 100%, никому не были интересны. Только вмешательство родной газеты и долгие телефонные уговоры автора индийской новеллы Татьяны Фадеевой помогли нам получить свои паспорта с долгожданной разукрашкой. За что Татьяне огромное «дханьявад» и магнитик с бусиками.

Кстати, свою профессию я скрыл — не любят там нашего брата (и мою сестру, корреспондента ОНТ, думаю, тоже). Для журналистов виза в два раза дороже, и не факт, что ее дадут вообще. То же касается мусульман и тех, у кого, не дай Аллах, есть бабушка в Пакистане. Будучи атеистами, мы с сыном на всякий случай написали в соответствующей графе «христиане». Кстати, на Гоа их не меньше, чем индуистов.

Судьба резидента

Что взять с собой на задание, кроме оружия и документов? Наше кредо — эконом-мини. Поэтому перед поездкой настоятельно рекомендую посетить в Москве один из 18 магазинов сети «Fixprice», что в переводе означает «да, у меня маленькая зарплата, зато я живу в свободной стране и горжусь этим». Там все товары по одной цене — 40 рублей. По этой волшебной цене мы купили фонарики (на Гоа в 18 часов солнце садится за Индийский океан и ровно в 18:30 становится темно, как у негра в душе), батарейки, сланцы, сувениры для туземцев, соки-напитки-закуски в дорогу, ножички. Из дому прихватили майку-шорты-плавки, солнцезащитные очки, щетку-пасту, «Пантенол» (обязательно! лучше два), пластыри-бинты-зеленку. Что не взяли и потом пожалели об этом: мясные консервы, кипятильник, удлинитель, две глубокие пластиковые тарелки-салатницы, гитару.


Важно! Основное развлечение для непьющих-некурящих мужчин на Гоа — езда на скутере и катание на волнах. Первому развлечению посвящена целая глава «Берегись автомобиля», а про катание скажу одно: в отличие от Шри-Ланки на Гоа найти бесплатную доску для плаванья на волнах о-очень трудно. Нам повезло — из 50 кафе на 5 пляжах мы нашли одно, в котором были два достойных боди-борда. Вам так не повезет, поэтому хотя бы одну доску на двоих придется купить заранее и тащить с собой. Там продаются только одноразовые доски-фуфло из пенопласта, обтянутые тканью с рисунком дельфина. Стоят всего 500 рупий, но выдерживают ровно одну волну. Настоящая доска должна быть из полиуретана, ничем не обтянута, изящна и стройна, как белорусская девушка. На нее и лечь приятно (на доску), и несет она тебя по волнам наслаждения с приличной скоростью, снова и снова, пока закат и скаты не разлучат вас. Именно скатами с ядовитыми шипами пугают местные спасатели отдыхающих и настоятельно требуют покинуть океан к заходу солнца.

Дама сдавала в багаж…

Как разделить вещи в самолете? Очень просто: все в багаж, а в салон только закуски и развлечения: телефон, планшет, ноутбук с наушниками и заряженным аккумулятором, книгу. С напитками проблема: емкость больше 100 мл суровые московские погранцы заставят выбросить или выпить перед посадкой. Лететь до Гоа 7 с половиной часов, вас покормят в полете один раз бесплатно и дополнительно чай-кофе предложат. Не забудьте положить закуски-напитки в багаж: охлажденные на высоте 12 тысяч метров, они приятно скрасят 1,5 часовой проезд до отеля. При обратном перелете требования к жидкости были не так суровы, и 3 бутылочки емкостью 250 мл пронести на борт удалось. Плюс мы взяли в салон фрукты — отличный источник освежающей жидкости.

Берегись автомобиля

Поездка на скутере — самое интересное, что случилось с нами на Гоа. Во-первых, сумасшедший трафик. Скутеры, байки, такси, грузовики, коровы, пешеходы — все смешалось на узких индийских дорогах. Коровы не просто ходят по дорогам, они прогуливаются, отдыхают на проезжей части. Как заметил мой сын, у индийских коров больше прав, чем у белорусских граждан. Кроме шуток: один россиянин получил реальный тюремный срок за то, что сбил корову.Как и планировали, во второй день мы взяли скутер. Не повторяйте наших ошибок: обращаться в пункт аренды возле отеля, брать самый новый и красивый, оплачивать сразу на 10 дней в погоне за скидкой. Поторгуйтесь и возьмите на один день скромненький экземпляр. Сфоткайте все его царапины, укажите хозяину на дефекты (чтоб потом не обвинил вас в порче имущества), проверьте плавность рулевой тяги на весу, во время тест-драйва проверьте тормоза и мощность движка. Обретя колеса, проведите свой первый день в путешествиях, заезжая во все попадающиеся на пути пункты аренды. Вот там-то и договоритесь о скутере на 10 дней (или месяц) — к обладателю скутера больше уважения, чем к белокожему пешеходу. Общайтесь только с хозяином, а не его шестерками — босс даст хорошую цену. Имейте в виду, что в плохой сезон он вынужден сдавать скутеры за 3 000 в месяц, а это всего 100 рупий в день. Так что почва для торга есть! Информацией о хороших и недорогих скутерах поделится тематическое сообщество вконтакте или повстречавшиеся по пути загорелые отдыхающие-рецидивисты на байках.


В-третьих, дикая экскурсия по форту была интересной. Когда-то грозный оплот индийских защитников, возвышающийся над океаном и кораблями захватчиков, за столетия разрушился и зарос деревьями. Причем могучие стволы пустили корни прямо в стены, и картина получилась воистину фантастической. Очень удобно для белорусских киностудий: за декорации платить не нужно, как они и привыкли.Во-вторых, сев впервые в жизни за руль двухколесного средства, мы отправились не на пляж в 2 км от отеля, а сразу выбрали себе миссию посложнее: заброшенную крепость Реди Форт в 38 км. Напомню про трафик и горные серпантины — эти 38 км стоят двухсот, поверьте. Несмотря на заверение владельца скутера, что топлива в баке хватит на 3 дня, наш конек-горбунок заглох на полдороге. Надо заметить, что бензин продается вдоль «трассы» повсеместно — в пластиковых бутылках, гордо стоящих на табуретках. Раньше мы думали, что это масло какого-то растения для жарки какой-нибудь фигни со специями. После бензина, купленного с рук, скутер стал странно себя вести (а нас странно везти): боялся подъемов, троил, тарахтел без повода. Мы дотянули до настоящей заправки и залили петроль получше (и подешевле, кстати). Очевидно, привыкшие сыпать специи во все блюда и напитки, индусы и бензин разводят не только ослиной мочой, как завещал великий Василий Алибабаевич, но и щедро добавляют туда куркуму (для цвета), масалу и перец. «Настоящей» заправку можно назвать с натяжкой: внешне похожа она на захолустную колонку российской глубинки (в Беларуси таких нет давно), но паренек-заправщик, называющий случайные суммы и берущий деньги в карман, разрушает иллюзию. Бензин, кстати — единственное, что на Гоа дороже, чем в РФ и РБ: 60 рупий на заправке и 80 с рук.

В-четвертых, на обратной дороге мы попали в ДТП и разбили новенький мопедик в хлам. Быстро привыкнув к левостороннему движению, я потерял осторожность и не замечал скорости. Когда в 18:30 «выключили свет» на Индийском небе, я несся по ночному серпантину, воображая себя призрачным гонщиком. Думал только о том, что красные огоньки слева (стоп-сигналы) надо догнать и непременно обогнать, при этом протиснуться между белых огоньков справа (фары встречных машин и байков). И в один прекрасный момент не смог вместиться между двух машин. Скорость была маленькой, поэтому мы с сыном отделались легким испугом, а вот китайский скутер из металлокартона сложился гармошкой. У водителя грузовичка, который отрихтовал наш мопедик задним отбойником, претензий не было, копов тоже не наблюдалось, поэтому мы отряхнули пыль с коленок, завели пострадавшего конька и еще 15 км протянули до отеля, вознося хвалу Шиве.

Хозяин скутера нашу радость не разделил и насчитал утром ущерба на 350 долларов. Я полностью согласился с его доводами и выдал 150 баксов. Это был самый дорогой (и единственный) урок вождения в моей жизни. Потом оказалось, что и права нужны (или хотя бы ксерокопия), и копы у них имеются, и люди разбиваются часто и серьезно. Нашим соседям по отелю повезло меньше: один свалился со скутера на скорости, когда его подрезали на джипе, и содрал кожу на руке и ноги до кости. Второй трижды (!) за день нарывался на копов и платил штраф. Один раз они даже были в спортивных костюмах, но все три «патруля» упорно писали на ладони ручкой одну и ту же цифру: 1500 рупий. Нарушитель заплатил сначала 500, потом осмелел и давал 300 и 200 местных фантиков.

(продолжение следует)

Виталий КУКШИНСКИЙ

Заявки на организацию групповых эконом-туров: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Фруктовый рай

Чтобы поправить здоровье и бюджет, мы налегали на фрукты. Вкусные и сочные ананасы стоят 50 рупий за кило в любом магазине и 40 на рынке (умножайте на 250, чтобы получить цену в белорусских рублях). Есть два вида: крупные зеленые, которые продаются у нас, и мелкие желтые. Конечно, мы брали желтые. У них даже сердцевину есть можно — настолько они нежные и сочные. Крупные мандарины (гоанцы упорно называют их апельсинами) продаются поштучно: 3 рупии на базаре и 5 рупий в магазине. Собственно апельсины у них некрасивые, недозревшие и невкусные — их никто не берет. Огромные экзотические папайи идут по цене белорусской тыквы, на которую они чем-то похожи, особенно в разрезе: 30-40 рупий/кило.

Арбузы и дыни невкусные — до астраханских далеко. Чувствуется, что с нитратосодержащими удобрениями проблема. Но недавно в Индии побывал Путин, в прошлом году на Шри-Ланке отметился наш президент, так что скоро местные арбузы поднимутся на нитратах, как на дрожжах. Гуава — на любителя. На картошку-шарик похож экзотический фрукт чико, мякоть — как грушевый джем. Очень красив мангустин — похож на свернувшегося в клубок броненосца. Состоит из сочных и сладких зубчиков, как у чеснока. Маракуйя разрезается пополам и мякоть — косточки, похожие на крупную черную икру — поедается с помощью ложечки. Манго великолепны, авокадо доступны, но без салата их кушать как-то странно. Бананы продаются двух видов и ни один не похож на «наши»: одни маленькие «дамские пальчики» с тонкой кожурой, другие огромные толстые, в разрезе слегка оранжевые. Из всего этого великолепия делаются фреши: 60 рупий/стакан в хороших местах, 100 — в «дорогих» кафе и 20-25 на народных рынках.

 

Сок «Буратино»


А вот пакетированные соки на Гоа дорогие! И слава Вишну —– нам они не нужны.Самый необычный фреш делается из… дров. В дробильню-пресс, работающую от генератора, засовывают дрова — похожие на бамбук стебли сахарного тростника. Сначала дробильня едва справляется с одной палочкой, потом ее складывают вдвое, потом вчетверо, пока стройная хворостинка не превратится в мочалку. Сок течет обильно! Он необычайно вкусен. Странно, как из него на комбинатах получают безвкусный и неполезный сахар. Стоит фреш «Буратино» 30-50 рупий в туристических кварталах, 20 на удаленных трассах и всего 10 на народном рынке. Видео «приготовление сока из дров» смотрите на сайте газеты gastronom.by.

 

 

Виталий и Артем КУКШИНСКИЕ

 

Продолжение следует....