Оптимисты живут в Азии

 

Таковы результаты очередного глобального онлайн-исследования компании Nielsen, в ходе которого изучается уровень потребительского доверия в мире, основные источники беспокойства людей и их планы как покупателей.

Всего было опрошено около 29 тысяч регулярных интернет-пользователей в 52 странах, и в 24 из них показатель снизился относительно предыдущего квартала. А самый значительный прирост индекса зафиксирован в Швейцарии и Турции — на 10 и 6 пунктов соответственно. Глобальный же индекс потребительского доверия в конце 2010 года не изменился относительно предыдущего квартала, составив 90 пунктов. Это на 2 пункта ниже, чем в начале года, и на 3 ниже, чем в рекордном II квартале.

Несколько иная динамика у наших восточных соседей. В конце IV квартала 2010 года в России индекс потребительского доверия скатился на уровень II квартала, составив 88 пунктов. Причем с начала рецессии он не поднимался выше 90 пунктов. Исследование показало, что готовность населения тратить заметно снизилась, а стремление откладывать все более укрепляется.

Лишь 31% опрошенных онлайн-пользователей в РФ (против 41% в III квартале) считает, что сейчас удачное время расходовать свободные средства на приобретение товаров и услуг. Наблюдается снижение количества потребителей, готовых покупать товары не первой необходимости. При этом стабильно высока (42%) доля респондентов, планирующих делать сбережения — на сегодня это второй по популярности способ применения свободных средств.

«Несмотря на сохранение уверенности в источнике своих доходов, конец 2010 года россияне встретили, ощущая себя беднее. Растущая стоимость жизни — цен на продукты питания и расходов на коммунальные платежи — основная причина остающегося невысоким уровня потребительского доверия, — комментирует полученные результаты Дуайт Уотсон, генеральный директор «Nielsen Россия». — Можно ожидать, что основные стратегии экономии останутся в силе: фокус на базовые товары по справедливым ценам, товары длительного спроса — по необходимости и сокращение расходов на ЖКХ».

Тем не менее, по итогам IV квартала Россия вошла в десятку самых оптимистичных рынков Европы (9-е место). А вот в других 14 странах региона, особенно замыкающих данный рейтинг (Португалия, Ирландия, Италия, Греция, Испания), ситуация крайне неутешительная, из-за чего Европа остается очагом пессимизма, набрав в целом лишь 79 пунктов.

Не рассеялись тучи и над США, где индекс потребительского доверия зафиксирован на уровне 81 пункта, что всего на 1 пункт выше рекордно низкого показателя, который имел место в первой половине 2009 года. 45% онлайн-пользователей в Северной Америке считает, что рецессия продлится еще год, так же как и 38% европейцев и 19% респондентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

За последние шесть месяцев 2010 года количество респондентов, у которых не остается свободных средств после оплаты проживания, выросло с 22% до 31% в Северной Америке, с 16% до 20% — в Европе и с 10% до 15% — в Латинской Америке.

«Потребители в большинстве регионов мира говорят о нехватке располагаемых свободных средств, — констатирует Джеймс Руссо, вице-президент подразделения Global Consumer Insights компании Nielsen. — В IV квартале 2010 года люди почувствовали, что их располагаемый доход стал меньше, чем когда-либо, а процент тех из них, кто испытывает нехватку средств, вот уже два квартала составляет самую высокую долю за всю историю проведения подобного исследования Nielsen».

Самым оптимистичным регионом мира с индексом 100 пунктов (+6 пунктов относительно результата, зафиксированного годом ранее) стала Латинская Америка, на втором месте — Азиатско-Тихоокеанский регион, где индекс составил 97 пунктов (+6). Показатель Северной Америки — 83 пункта (-2).

14 из 52 исследованных стран (в том числе 9 из Азиатско-Тихоокеанского региона) закончили прошлый год на позитивной ноте с индексом потребительского доверия свыше 100 пунктов. Это Индия (131), Филиппины (120), Норвегия (119), Индонезия (116), Австралия (112), Швейцария (110), Сингапур (109), Бразилия (108), Малайзия (107), Саудовская Аравия (107), Вьетнам (103), Швеция (103), Таиланд (102) и Китай (100). Стоит также перечислить и 16 государств, где индекс потребительского доверия был выше на финише года, чем в начале: Аргентина, Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Индия, Литва, Малайзия, Норвегия, Филиппины, Южная Корея, Швеция, Швейцария, Таиланд и Турция.