Белорусам не могут объяснить, что такое имитированные продукты

 

Оказывается, в законодательстве не прописан такой термин

Любителей вкусно поесть на днях опять огорошили. Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генпрокуратуры РБ Юрий КАРПИЦКИЙ, выступая на международной конференции «Актуальные проблемы защиты прав потребителей в Беларуси», заявил, что в нашей стране необходимо законодательно урегулировать производство имитированных продуктов. Это что же получается — люди покупают «то, не знаю что»? И да, и нет.

Что такое имитированный продукт?

Белорусский потребитель сегодня хорошо знает, чем, к примеру, отличается натуральное молоко и молочный продукт. А вот однозначного определения имитированного продукта в нашей стране, оказывается, не существует до сих пор.

— Техническими нормативными правовыми актами не регламентирован порядок производства этой продукции в нашей стране, даже не определен термин «имитированный продукт», — говорит Юрий Карпицкий. — Аналогичная ситуация наблюдается и в соседней России. Раз производство имитированных продуктов активно развивается во всем мире, необходима соответствующая нормативно-техническая база и в Беларуси.

В том, что в законодательстве существуют данные пробелы, ничего страшного, по крайней мере на первый взгляд, нет. Но дело в том, что, по словам представителя Генпрокуратуры, потребитель, покупая имитированные продукты, не всегда понимает, что именно он приобрел. «Не все знают, что крабовые палочки сделаны вовсе не из краба, а белковая икра и лососевая — совсем не одно и то же».

Почему «искусственную икру» путают с фальсифицированной?

Народ у нас нынче вроде бы образованный. И понимает, что с дешевой икрой, похожей на лососевую, но продающейся в магазине за копейки, явно «что-то не так». Ну не может «икра черная, икра красная» стоить столько же, сколько «заморская баклажанная»! И хорошо, если на этикетке четко и ясно большими буквами написано, из чего сделана эта самая икра. Тогда даже бабушка-пенсионерка, неискушенная в гламурной кулинарии, просечет, что «идентичный вкус» не идентичен натуральному продукту. И купит имитированный продукт просто для развлечения и с целью разнообразить стол.

Между тем имитированные продукты кое-кто склонен считать фальсифицированными. На первый взгляд, то  же говорят и специалисты.

«Качественная фальсификация — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств, либо замена товара высшей градации качества низшей, — читаем в одном из пособий. — Разновидностью качественной фальсификации является частичная или полная замена натурального продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов».

Например, при реализации кофе натурального без кофеина продукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны его назначение и состав (отсутствие кофеина).

Вот и получается, что если ингредиенты указаны, то все честно. Никаких обид — внимательно читайте этикетку.

Потребители объявляют войну продуктовой имитации

Защитники прав потребителей требуют называть эрзац-продукты своими именами. Имитации нуждаются в дополнительных обозначениях на упаковках и ценниках. Вот что написала в 2009 году по этому поводу Mitteldeutsche Zeitung.

«Список прегрешений пищевой индустрии велик. Требование политиков принять меры против нарушителей следует приветствовать. Если перечень ингредиентов на упаковке расходится с ее содержимым, то это чистой воды обман, и за него следует наказывать. Но на этом ясность заканчивается.

Несмотря на то, что все составляющие продукта указаны, он пробуждает ложные ожидания. Может ли считаться экологически чистым цельнозерновым хлебом булка, не более чем на шестьдесят процентов состоящая из цельнозерновой муки? Какую пиццу можно называть пиццей с салями? Достаточно ли того, чтобы лишь один из пяти кружочков имел отношение к одноименному колбасному изделию?

Провести здесь четкую границу и разработать однозначные предписания трудно. Даже если задача законодателя состоит в том, чтобы добиваться большей прозрачности в этой серой зоне пищевого производства, в конечном итоге потребитель должен сам решать, что ему покупать, а к чему на магазинных полках лучше не притрагиваться, чтобы не разочароваться. Это требует усилий, но это все еще самый верный путь».

Что нас ожидает?

Думается, никакой пищевой революции в Беларуси не произойдет. Просто, образно говоря, черное четко назовут черным, а белое — белым. Может быть, заставят производителей и импортеров изменить маркировку имитированных продуктов. Словом, сделают все, чтобы покупатель четко осознавал, что именно он покупает.

В том, что имитированные продукты со временем не исчезнут и даже получат дальнейшее развитие, сомневаться не приходится. В конце концов, натуральное продовольствие с каждым годом дорожает. А те же пресловутые крабовые палочки замечательно раскупаются, и вы, уважаемые читатели, можете наблюдать это ежедневно, рассматривая магазинные витрины.

Кстати, свой прогноз по поводу развития «искусственной» продуктовой отрасли недавно высказал ректор Харьковского государственного университета питания и торговли Александр ЧЕРЕВКО:

— Важной составляющей в меню следующих поколений будут имитированные продукты. Речь, в частности, идет о крабовых палочках, при производстве которых не используются крабы, и о «поддельной» красной и черной икре. С помощью даров мирового океана, таких как водоросли и криль, можно будет создавать продукты, имитирующие вкусовые данные дорогих сортов рыбы и даже мясных продуктов, таких как балык.

Приятного аппетита!