Андрей Новиков, начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома: «Поставщикам бакалеи мы поможем, а цены на другие товары определит рынок»

novikov«Сезон скидок» продолжится

Для начала — о том, как столичные власти попытались смягчить ценовой удар для отдельных категорий покупателей. В целях социальной поддержки населения в рамках государственно-частного партнерства Мингорисполком заключил с рядом торговых организаций столицы соглашение о предоставлении скидок с розничных цен на ряд товаров. Такие скидки могут сегодня получить пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды.

— Соглашение было подписано с 22 юридическими лицами, имеющими наиболее крупную сеть магазинов в городе, — говорит Андрей Новиков. — Для наглядности поясню: удельный вес товарооборота этих компаний в общем обороте Минска составляет около 40%. Было определено 41 наименование товаров, на которые на добровольной основе была снижена торговая надбавка по сравнению со средней, сформировавшейся в отрасли. Кроме этого, были определены 133 магазина, с которыми подписаны соглашения о предоставлении скидок в размере 2-5% на определенные товары льготным категориям граждан. Из продовольственных товаров это коснулось безалкогольных напитков, минеральной воды, кондитерских изделий, чая, кофе, майонезной и маргариновой продукции, спредов, мясных консервов, плодоовощных консервов общего назначения, соков, колбасных изделий (кроме вареных), копченостей. Скидки действуют в определенное время либо в зависимости от дня недели. Если говорить о цене вопроса, то, по расчетам, эффект от этих мер составил в пределах 1,5 миллиарда рублей.

По словам Андрея Петровича, в настоящее время упомянутые выше соглашения с торговлей продолжают действовать. Более того, с учетом складывающейся ситуации на потребительском рынке планируется принять решение о продлении действия данной акции либо до конца года, либо как минимум на третий квартал.

Импортные товары слишком дороги? Покупайте белорусское!

Теперь — о менее приятном, то есть о том, насколько подорожали товары в столичной торговле после девальвации белорусского рубля. Больше всего изменились ценники на импорт, что неудивительно.

— В Беларуси за полугодие товары потребительского импорта подорожали в среднем на 70%, — говорит начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома. — В Минске ситуация аналогичная. На ситуацию оказала влияние и общая ситуация на валютном рынке, в частности проблемы с приобретением валюты. Однако сейчас импортеры успокоились и перестали закладывать завышенные валютные риски в цену импорта.

По словам Андрея Новикова, подорожание импорта привело к тому, что доля белорусских товаров на прилавках магазинов увеличилась. Именно к этому стремились чиновники два с половиной года назад, когда рубль рухнул в первый раз. Так, за апрель — июнь доля белорусских товаров увеличилась на 0,5%. (Кстати, по данным Главного статистического управления Минска, за первое полугодие доля товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли составила 61,8%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — 77,4%. — Прим. авт.) Столичные власти ставят задачу до конца года эту тенденцию развить. Но это не значит, что без товаров зарубежного производства мы проживем без проблем.

— Мингорисполком определил товары критического импорта, провел конкурс на выбор их поставщиков и оказывает помощь в приобретении валюты тем компаниям, которые стали победителями конкурса, — заметил Андрей Петрович. — В частности, в группу критического импорта включен ряд бакалейных товаров: рис, пшено, гречка, подсолнечное масло, морская мороженая рыба, чай и кофе. Что касается других зарубежных товаров, то их закупки будут регулироваться рыночными механизмами.

Что это значит, думается, всем понятно. Особенно если учесть что свободной продажи валюты в Беларуси до сих пор нет, а серый курс того же доллара отличается от официального на 1300 рублей. Так что импортерам, не поддерживаемым Мингорисполкомом, придется туговато. Покупателям тоже...

Торговля на рынке — вчерашний день?

Рынки нынче являются, пожалуй, единственной серьезной альтернативой магазинам. Сюда чаще приходят те, кто желает приобрести «мясо посвежее» и «овощи подешевле». Но столичные власти недовольны тем, в каких условиях работают рынки, какие услуги предлагают, насколько приближен уровень комфорта к требованиям XXI века.

— Еще в 2004 году была проведена аттестация минских рынков, — говорит Андрей Новиков. — Не все объекты ее прошли, но до сих пор функционируют. В течение ближайшего времени они должны быть реконструированы в современные торговые объекты. Всего запланировано реконструировать 19 рынков. Мингорисполком воздерживается от принятия кардинальных решений по одномоментному закрытию объектов, не соответствующих санитарным и техническим требованиям для того, чтобы не допустить безработицы в предпринимательской среде.

Тем не менее один из столичных рынков — Червенский — закроется непременно, правда, это событие то и дело переносится. Последняя озвученная дата — 15 января 2012 года.

— В настоящий момент заключено соглашение и инвестиционный договор с иранской компанией о реализации проекта по реконструкции Червенского рынка, — напоминает Андрей Петрович. — Рынок должен был закрыться до 1 июля 2011 года. Но мы достаточно плотно сотрудничаем и с советом предпринимателей Червенского, и с компанией-инвестором, чтобы контролировать ход выполнения проектных работ и реально оценивать степень готовности компании к началу выполнения строительно-монтажных работ.

А вообще перспектива развития рынков в белорусской столице не самая радостная. По мнению чиновников из мэрии, данная форма торговли нынче не очень актуальна. В связи с этим предполагается постоянное сокращение удельного веса рынков в общем объеме товарооборота. Если в 2005 году он составлял по городу 36%, то на сегодняшний момент — 24%.

***

По прогнозам специалистов Мингорисполкома, в ближайшей перспективе темпы роста розничного товарооборота в столице будут снижаться. В это почему-то верится легко. Ажиотаж ажиотажем, но ведь и заначки горожан тоже не бездонны...

Александр НЕСТЕРОВ.

Фото автора

К концу 2015 года — плюс 60 крупных торговых объектов

В 2015 году обеспеченность минчан торговыми площадями должна составить 600 кв.м на 1000 жителей. Для сравнения: нынче данный показатель составляет 370 кв.м. Кроме того, обеспеченность местами в объектах общепита через пять лет составит 45 мест на 1000 жителей — почти в полтора раза больше, чем сейчас. Развитие торговли будет идти по двум направлениям: строительство крупных многофункциональных торгово-развлекательных центров и открытие магазинов т.н. шаговой доступности. Схема размещения крупных объектов уже сформирована. Согласно ей до конца 2015 года предусматривается строительство порядка 60 крупных заведений. А вот размещение магазинов шаговой доступности будет происходить с учетом мнения горожан, ведь данные заведения будут приближены к жилым массивам.

Анекдот в тему

— Опять все подорожало... Цены растут как на дрожжах!

— А вы берите наши дрожжи — на них ничего не растет.