Почему белорусы считаются «белыми воронами» на мировом потребительском пространстве? Когда жить становится трудно, в человеке развивается агрессивность. Это факт. Закон природы, так сказать: выживает сильнейший. Это касается и потребительской сферы. Кое-кто непременно хочет урвать побольше, особенно если знает, что закон на его стороне. И урывает он порой всеми возможными способами — честными и не очень. Отсюда и возникло в свое время понятие — «потребительский экстремизм», а люди, которые его практикуют, были названы недобросовестными потребителями. Корреспондент «Гастронома» узнал, насколько популярен потребительский экстремизм в Беларуси во время мирового экономического кризиса.

Странное дело, дамы и господа: несмотря на беспрецедентные успехи отечественной медицины, выясняется, что здоровых индивидуумов в самом центре Европы с каждым годом становится все меньше. Причем явно не в последнюю очередь косят наши ряды недуги, напрямую связанные с питанием. Так утверждают компетентные специалисты из области здравоохранения, с которыми недавно пообщался корреспондент «Гастронома». Правда, медики сразу сделали поправку: не болезней стало больше, а диспансеризация населения проводится более массово и тщательней.

Почему соки из местных овощей и фруктов порой стоят намного дороже импортных? Прошли времена, когда Родина щедро поила наших соотечественников только березовым соком. Зайди в любой магазин — от разнообразия наименований и торговых марок живот сводит. А в голове — сомнение: не может быть, чтобы не было подвоха. И почему это на упаковке надпись «восстановленный»? И откуда у белорусского производителя столько апельсинов? Может, все-таки рискнуть купить что-то другое — яркое, блестящее, с иностранным названием? Стоп! Давайте разберемся и с формулировками, и с предложением. Словом, читайте и внимайте

Генная инженерия в Беларуси: реалии и перспективы. Знаете анекдот? Новости трансгенной инженерии. Ученые скрестили попугая и сахарный тростник. Теперь сахар сам говорит, сколько его класть в чай. Шутки шутками, а трансгенные продукты, которыми уже не первое десятилетие пугают сторонников здорового питания, неминуемо придут и в Беларусь. Более того, они уже сейчас, если не ломятся в двери, то уж точно заглядывают в форточку. О том, когда именно на наших прилавках появится генно-модифицированный картофель, а также другие растения, и чем это может грозить рядовому белорусу, корреспондент «Гастронома» узнал из первых уст.

Торговля на рынках в условиях летнего зноя — чуть ли не экстремальное занятие

Испепеляющая жара — это испытание не только для всех жителей Беларуси в целом, но и для тех, кто покупает продукты питания в частности. Кое-кто в июле уже столкнулся с ситуацией, когда на сезонном рынке столичной Комаровки была временно приостановлена торговля живой рыбой. А другие продукты? Можно ли их покупать? И вообще, как должен осуществляться торговый процесс на отечественных рынках? Об этом корреспонденту «Гастронома» рассказали специалисты столичного ОО «Потребитель».

Особенности финансовых взаимоотношений официантов и их клиентов в ресторанах и кафе. «Любишь кутить — люби и платить» — так, применительно к посещению ресторана или кафе, можно интерпретировать известную поговорку про катание и саночки. Вот только сколько платить и по каким счетам? Здесь уже есть вопросы. Потому что большинство из нас не понаслышке знает, что после визита в заведение общепита порой возникает немало вопросов: «За что я платил? А съел ли я то, за что заплатил? А не обсчитали ли меня?»

 

22 апреля в Минске состоялся семинар по административной технологии управления предприятием, который провел основатель одной из самых влиятельных (по мнению журнала «Форбс») независимых бизнес-ассоциаций в России Владимир Куропятник. Предлагаем вашему вниманию интервью с ним.

Государство позволило всем желающим право воспользоваться льготным потребительским кредитом под 10% годовых на покупку отечественных товаров. Раньше подобное было доступно только малообеспеченным гражданам. В связи с этим возникают вполне закономерные вопросы. Первый: может быть, теперь в связи с кризисом большинство белорусов уже можно считать малообеспеченными? Второй: расширился ли список товаров, которые можно приобрести по льготному кредиту? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент «Гастронома» получил из уст специалистов.

В каких случаях поведение потребителей способно вывести из себя даже самого терпеливого исполнителя? Чуть ранее мы рассказали о различных курьезных случаях из практики общественных объединений по защите прав потребителей. Однако уже не до смеха, когда потребитель переходит от несуразных требований к вполне осознанному вытягиванию денег из организаций, подрядившихся выполнить ту или иную работу. В подобных ситуациях исполнителю приходится обороняться. Чаще всего пассивно, а если совсем приперли к стенке — то и давать отпор.

Самые курьезные и неожиданные жалобы потребителей, удивляющие видавших виды белорусских юристов.

Вроде бы 1 апреля уже давно прошло, а специалисты в области защиты прав потребителей продолжают смеяться. Правда, смех этот зачастую сквозь слезы. Дело в том, что наши люди настолько уверены в том, что закон защитит их права, что нередко обращаются к юристам по таким поводам, что хоть стой, хоть падай. О нескольких таких случаях корреспонденту «Гастронома» рассказал начальник юридического отдела ОО «Потребитель» Александр КОЖЕМЕЧОНОК.

Изменения в организации торговли, происходившие в Минске последние пару лет, носили, можно сказать, во многом революционный характер. А любая революция, как известно, многими воспринимается в штыки. И она явно не закончена. В этом в начале активного сезона продаж лишний раз убедил заместитель председателя Мингорисполкома Олег ТАБАНЮХОВ, рассказавших о том, что ожидает потребительский рынок города в ближайшее время.

Хотя сегодня доминирующим фактором при покупке товара большинство наших граждан называет ценовой, качество товара также имеет для белорусов важное значение. Нынешний год, как известно, объявлен Годом качества. В этой связи мы задали заместителю Министра торговли Республики Беларусь Ирине Наркевич вопросы не только о качестве продуктов, но и о качестве обслуживания.

Планы по «укрощению» ТВ-рекламы и совершенствованию системы ЖКХ поражают своей… несбыточностью?

Слезы умиления наворачиваются на глаза, года слышишь о том, как хорошо станет жить нам, потребителям, всего через пару месяцев. Ну, может быть, к концу года. И никак не позже. Между тем, планы, которые вынашивают различные государственные и прочие заинтересованные организации, настолько грандиозны, что возникает вполне объяснимое опасение: а сбудется ли все, что задумано? Поговорим об этом на примере двух «монстров», на которых жалуются все кому не лень, — это телевидение и жилищно-коммунальное хозяйство.

Часть 3. Наполеоновские планы чиновников грозят изобилием в рыбных отделах магазинов

В третьей, заключительной части экскурса в мир пресноводной рыбы, который нам помогли совершить специалисты в данной области, мы поговорим о том, как поживает рыбоводческая отрасль Беларуси сегодня. А также о том, какие сюрпризы готовят нам в Департаменте по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода РБ. И в самом деле, ведь не карпом единым жив человек…

Часть 2. Мало рыбу поймать — ее еще нужно довезти до прилавка, продать и сохранить

Раньше мы уже рассказывали о том, почему белорусские специалисты в области диетологии и потребления продуктов питания ратуют за более активное употребление именно пресноводной рыбы, причем отечественного производства. А также о том, какие уникальные качества белорусской рыбы недооценены нашим потребителем. Сегодня — продолжение разговора, который вели участники январского круглого стола на тему «Пресноводная рыба в Республике Беларусь: значение, состояние и перспективы развития».