Потом проверять поздно

Трехлетняя программа, начатая в июле 2010 года, имеет три основных направления. Во-первых, это проведение тренингов и семинаров с целью повышения информированности белорусских компаний. Во-вторых — консультирование конкретных предприятий по внедрению систем пищевой безопасности. В-третьих — сотрудничество с государственными органами, занимающимися приведением законодательства в соответствие с международными стандартами.

Работа ведется с опорой на систему менеджмента безопасности пищевой продукции НАССР (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points, что значит «Анализ опасностей и критических контрольных точек»).

Ее разработали в США еще в 1960-х гг. Когда начались первые полеты людей в космос, возник вопрос, как обеспечить абсолютную безопасность пищи для космонавтов. Ведь у них нет возможности непосредственно обратиться к врачу и взять больничный. Корпорация «Пилсбери», которая поставляла продукты для участников космических полетов, совместно с НАСА пришла к выводу, что нужно контролировать весь процесс производства, чтобы исключить возможность появления каких-либо угроз пищевой безопасности на любом из этапов.

При этом особое внимание сосредотачивается на так называемых критических контрольных точках — техпроцессах и условиях производства, где качество может пострадать в первую очередь. Например, одной их таких точек при производстве молока является пастеризация. Соответственно, с особой тщательностью проверяются температура и длительность данного процесса, чтобы исключить вероятность выпуска продукции, угрожающей здоровью потребителя. Таким образом, НАССР — это профилактический, предупреждающий подход.

В традиционных же системах пищевой безопасности основной контроль приходится на конечный продукт, а этого недостаточно. Например, в случае с диоксиновым скандалом в Германии (см. «ПР» №2/2011) контроль был очень жестким, но не охватывал все этапы производства, начиная с самых первых, и в результате случилось то, что случилось. Кстати, НАССР предусматривает даже такой момент, как необходимость отслеживать, кому поставляется продукция, чтобы знать, у кого ее нужно отозвать в случае обнаружения каких-либо проблем с качеством.    

Системность подхода и непрерывность обеспечения безопасности доказали свою эффективность и спустя несколько десятилетий разработка «Пилсбери» получила широкое распространение во многих странах. Сегодня это общепринятый стандарт и пропуск на мировые рынки.

Затраты предприятия на внедрение системы могут варьироваться в значительных пределах: они зависят от используемого оборудования, технологических процессов, состояния здания, от того, какие стандарты безопасности используются. Если все это находится в хорошем состоянии, то переход на новый уровень контроля качества обойдется гораздо дешевле — компании достаточно будет оплатить стоимость консалтинга и международного сертификата, что, например, в Юго-Восточной Европе составляет 3-10 тысяч EUR. Если же требуется модернизация производства, здания, закупка оборудования, то цифры, понятно, иные. Однако не будем забывать, что все предприятия так или иначе занимаются данными вопросами — надо лишь, чтобы принимаемые решения увязывались с задачами внедрения контрольных систем.

Кроме того, есть еще затраты, которые придется нести постоянно для поддержания и эффективного функционирования НАССР. Например, обучение сотрудников, ведение документации и т.д. Человеческий фактор нередко является самым слабым звеном, и без совершенствования навыков и обновления знаний персонала даже самое современное оборудование не будет гарантировать безопасность пищевой продукции.

В целом процесс внедрения НАССР достаточно длителен и занимает, как правило, от 6 месяцев до 2 лет. Однако инвестиции в разработку и внедрение системы, по данным европейских экспертов, обычно окупаются в течение 2-3 лет даже в случае проведения значительных работ по модернизации предприятия. Ведь они приносят компаниям повышение конкурентоспособности и открывают доступ на ранее закрытые рынки. Становится ниже себестоимость — за счет сокращения затрат, связанных с выпуском и отзывом некачественной продукции. Поднимается квалификация персонала и эффективность его работы. Выигрывает и государство, расходы которого на контроль безопасности продуктов питания существенно сокращаются.

В качестве успешного примера можно привести Украину, которая в результате реализации аналогичной программы сегодня может экспортировать на Запад такие продукты, как молоко, сухое молоко, яйца, курица, рыба. Три года назад это было невозможно.

По белорусской пищевой отрасли информация о сроках окупаемости отсутствует. Одна из причин тому — недостаточная распространенность системы НАССР: из более чем 700 пищевых предприятий страны ее сегодня внедрили лишь 250. Такая пассивность объясняется недостатком объективной информации, нечетким законодательством в сфере пищевой безопасности и ограниченными возможностями субъектов хозяйствования по финансированию соответствующих проектов.

Например, распространенным мифом о НАССР является ее якобы огромная стоимость, сложность в разработке, непригодность для белорусской действительности. Некоторые менеджеры ошибочно полагают, что она нужна только экспортерам. Другие, не располагая нужной информацией о финансовых и практических преимуществах, которые получает предприятие, считают НАССР просто данью моде.

В Европейском Союзе основным двигателем внедрения систем, гарантирующих выпуск безопасной пищевой продукции, являются запросы потребителей — гораздо более требовательных и информированных, чем у нас. Острейшая конкурентная борьба заставляет всех производителей считаться с этим фактором. Большую роль на западных рынках играют и усилия крупных торговых сетей, которые перед заключением договоров на поставки сами проводят тщательный аудит предприятий и требуют от них гарантий безопасности продукции.

Можно ожидать, что со временем ситуация станет аналогичной и в РБ. Пока же у нас двигателем соответствующих процессов является государство, которое активно занимается гармонизацией белорусских требований в сфере пищевой безопасности с европейскими, чтобы расширить географию и увеличить объем экспорта пищевых продуктов. С другой стороны, уже немало компаний, которые сами стремятся соответствовать мировым требованиям. Они понимают, что внедрение НАССР — обязательное условие выхода на наиболее привлекательные рынки и существенное — для прихода инвесторов на предприятие.

МФК помогает таким производителям экспертами и информацией. А в рамках пилотных проектов не исключено рассмотрение вариантов, предусматривающих оплату части расходов на консультации. Усилия концентрируются в первую очередь на тех направлениях, где есть высокие риски, — это мясная, молочная, рыбная отрасли, а также переработка фруктов и овощей.

Параллельно ведется работа со специалистами министерств здравоохранения и сельского хозяйства. Главная задача видится в том, чтобы подготовить как можно больше профессионалов, которые могли бы организовывать производство и проверять безопасность технологической цепочки, исходя из современных требований.

В целом можно сказать, что внедрение систем менеджмента безопасности пищевых продуктов — это не только средство повышения качества реализуемого населению продовольствия и предотвращения заболеваний, передающихся через пищу, но и эффективный способ поднять всю отрасль на новые уровни доходности, конкурентоспособности и экспортных возможностей.

Николай ГАВРИЛОВ