Касса расскажет, робот продаст

Не касаясь купюр

Одна из новинок последнего времени — система с закрытым циклом обработки наличных средств от компании Wincor Nixdorf.

Надежность и безопасность кассовой зоны, а также порядок обращения персонала с «налом» до сих пор остаются острой проблемой. Свести соответствующие риски практически к нулю как раз и позволяет новая система. После ее внедрения кассир только сканирует товар, а рассчитывается покупатель с машиной. Деньги попадают в надежно защищенную кассету, где они уже не могут стать объектом кражи или махинации, так как сумма содержимого и прочие данные четко фиксируются в учетной системе предприятия. А вынос таких кассет производится специализированным персоналом и невозможен без кодов и специальных ключей.

Таким образом, экономятся изрядные суммы на инкассации и перевозке денежных средств. Более того, эти кассеты можно использовать (совместно с банком) для пополнения наличностью, например, банкоматов, находящихся непосредственно в магазине или поблизости.

Еще одним преимуществом является экономия времени: замена кассира или изъятие денег теперь занимают всего несколько секунд. Достаточно зафиксировать все необходимые данные по соответствующей кассете.

После того, как заполненная «наличкой» кассета попадает в офис главного кассира и вновь подключается к сети, начинается вторая часть процесса обработки денег, которая также помогает сократить расходы. Ведь купюры или монеты не нужно больше пересчитывать или перегруппировывать — эти функции выполняет машина.

Благодаря полной автоматизации процесса отпадает необходимость в повторной проверке и пересчете наличных сумм, что существенно снижает нагрузку на персонал и экономит рабочее время кассиров, а также повышает уровень безопасности и исключает ошибки в работе бухгалтерии.

Не менее важно, что кассир, который при новой схеме только сканирует товар, получает дополнительное время на консультации и помощь покупателям.

По словам сотрудников гипермаркета, где система закрытого оборота денег была опробована, эта технология не вызвала у клиентов страха и не затруднила процесс совершения покупок.

Автоматически полезно

Другая новинка, о которой мы сегодня расскажем, и вовсе работает без участия продавцов. Автомат? Да. Но впервые предназначенный для реализации здорового питания.

Проблема в том, что до недавнего времени в этих машинах нельзя было хранить овощи и фрукты, для которых нужны дифференцированный температурный режим и упаковка, защищающая от повреждений. Сухие снеки (чипсы, фисташки), шоколадные батончики, напитки — вот, пожалуй, и весь «автоматически» доступный ассортимент съедобного. Сейчас же компании-разработчики, учитывая моду на полезное питание, решили продавать через автоматы свежие продукты.

Очевидно, что такое предложение требует более совершенного устройства: необходимо соблюдать температурный режим, причем разный для разных товаров.

В компании Wittern Group, которая занимается производством вендинговых машин, а также поставляет свежие фрукты и овощи, разработали автомат для продажи такой продукции. В нем предусмотрены две температурные зоны. В верхней части, при температуре примерно 14 градусов, хранятся бананы, в нижней — где температура 1 градус — наборы и нарезки свежих фруктов и овощей.

Разработчики уверяют, что новые автоматы позволяют более чем в два раза увеличить срок годности бананов — с двух-трех дней до недели. Разделение температурных зон достигается за счет четкого контроля воздушных потоков. Если же в течение 15 минут хотя бы в одном из отделений нужный температурный режим нарушается, автомат отключается и перестает продавать продукцию.

Чтобы бананы не бились при падении, аппарат направляет их по наклонному желобу, а стенки приемной корзины имеют мягкую обивку. Но и этого мало: следующие модификации планируется снабдить специальным лифтом для отпускаемых товаров.

Новинка стоит, конечно же, дороже обычных вендинговых машин: пять тысяч долларов вместо трех. Приживется ли она? Мнения специалистов на этот счет разделились.

Умнее, еще умнее

Зато мало кто сомневается, что в недалеком будущем важнейшим звеном в процессе продажи товара станут мультимедийные весы. До сих пор они были известны читателям в основном по описаниям экспериментальных «магазинов будущего», а сейчас уже активно предлагаются на рынках постсоветских стран.

Вот что, например, представляет из себя разработка компании Bizerba (ФРГ) — весы серии K-класса.

Это интеллектуальное устройство для взвешивания с контактными мониторами как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. Первый из этих мониторов выдает дополнительную информацию клиенту (характеристики продукта; сопутствующие товары, которые рекомендуется сразу же приобрести; рецепты приготовления соответствующего блюда — их можно здесь же распечатать, и т. д.), а второй — служебную или вспомогательную информацию для продавца (как автоматически, так и по запросу пользователя). Фактически весы ведут постоянный диалог со своим хозяином и поддерживают его во время работы. Кстати, с таким оборудованием даже временные работники превращаются в компетентных консультантов.

Дизайн обоих мониторов может быть индивидуально разработан на обычном компьютере в соответствии с корпоративными стандартами и любыми запросами. В пакете ПО поставляется и программа для создания и изменения дизайна этикетки, так что и этот элемент будет соответствовать заданным требованиям. А поскольку оборудование позволяет использовать большой рулон этикеток (до 120 мм в диаметре), заменять его требуются реже обычного.

Некоторые модели предусматривают использование (при желании) камер с функцией оптического распознавания продуктов, которые значительно ускоряют процесс самообслуживания.

Ретейлер может комбинировать индивидуальные модули и таким образом легко интегрировать весы в различные бизнес-процессы компании на уровне предприятия или отдельно взятого отделения. При этом не имеет значения, какая архитектура используется в системе управления производством.

Каждые весы способны иметь свой IP-адрес, благодаря чему контроль за их работой и получение от них оперативной информации легко наладить (через Интернет) в любой точке мира. Преимуществом является также снижение затрат на обслуживании таких устройств, ибо большинство возникающих вопросов и проблем можно решить дистанционно. Выезд технического специалиста необходим лишь в случае механической поломки оборудования.

Многие практики считают основным преимуществом мультимедийных весов контактный монитор, обеспечивающий большую надежность и простоту по сравнению с традиционной клавиатурой. А также более удобные процедуры администрирования весов, загрузки базы данных товаров, изменения пользовательского интерфейса и формата этикеток. Но при этом явно недооцениваются рекламные возможности этих устройств. Между тем, стоит вспомнить, что специализированные агентства, арендующие площади в магазинах для размещения мониторов и прокатывающие там рекламу производителей, зарабатывают очень не малые деньги. Да и на росте оборота от продвижения имеющегося ассортимента магазин может получить существенный выигрыш.

Выбрасываем кастрюли!

Хорошие перспективы и у последнего продукта компании Sirane Ltd. — пленки Sira Cook, в которой пищу можно готовить, не раскрывая упаковки.

Эта сверхлегкая пленка устойчива к воздействию высоких температур, и позволяет не только обходиться без кастрюль и без предварительной обработки продукта (рыба, овощи, мясо с маринадами и др.), но и готовить его в собственном соку. Причем, как в микроволновой печи, так и в традиционной духовке. По заявлениям производителя, «качество получающихся блюд превосходно».

Пленка прозрачна и дает возможность предварительно, еще до покупки, оценить качество продукта, находящегося под ней. А снизу эта упаковка (кстати, очень простая в использовании) может быть черной или серебристой, что делает ее весьма привлекательной.

Однако, возможно, главная причина быстро растущего интереса к данному решению — многократное снижение затрат по сравнению с металлизированными лотками. Кроме того, не требуется вторая пленка, которую снимают перед тем, как готовить продукт, не нужно делать перфорацию, нет проблем с запахом (благодаря специальной конструкции, упаковка обеспечивает самовентиляцию), а утилизация после использования происходит гораздо проще, чем у альтернативных лотков.

Крайне малый вес Sira Cook обязательно привлечет внимание авиаперевозчиков. Наверняка понравится это решение и железнодорожным компаниям, а также точкам общественного питания.

Упаковка из пленки Sira Cook выпускается в различных формах и размерах, различных цветов и применяется для охлажденных и замороженных продуктов. Поставляется в рулонах. Существуют также версии с барьерными свойствами для упаковки продукции в газово-модифицированой среде и последующего ее приготовления в микроволновой печи или в духовке.

Инга БОЙКО