Похудей или умри: Кто придумал, что мне надо сбросить вес?

Опыт древности

В Древней Греции врачи полагали, что «рост тканей организма происходит за счет отделения от пищи мельчайших, однородных тканям частиц». Теорий о влиянии питания на здоровье человека уже тогда было великое множество, а проблемы лишнего веса волновали пациентов древних медиков столь же серьезно, как и современных.

История повествует о неком греческом тиране, который был настолько тучен и так сильно комплексовал по поводу своего «комка нервов», почти достигающего уровня носа, что представал перед подданными исключительно в специальной бочке, скрывающей его формы. Правителя активно пытались исцелить золотыми иглами; правда, сведений об успехе или провале лечения до наших дней не дошло.

Древний Рим все проблемы переедания решал с помощью простого и действенного «рецепта доктора Блево». Римские патриции, в отличие от простых людей, были деликатнее и пользовались гусиным перышком, лопаточкой из слоновой кости или серебряной палочкой. Тем не менее способ «два пальца в рот — и порядок» применялся отнюдь не с целью оздоровления и тем более не для коррекции веса, а исключительно для того, чтоб на пиру больше влезло, ведь, как известно, вкусно только на языке.

Лишний вес как признак богатства

В средневековье с проблемой лишнего веса сталкивались редко: учитывая вечный дефицит продовольствия, кушали все, и чем больше, тем лучше: жирное мясо, сало, сладкие пироги — отказов гостей попробовать то или иное блюдо не принимали и не терпели. Один французский король так и остался в истории Людовиком Толстым. Английский венценосец, как пишут историки, отяжелел настолько, что под конец жизни не мог даже взобраться на лошадь. Рыцарям того времени, однако, разжиреть удавалось крайне редко. Сказывались быстрый, нервный темп жизни, пища без сахара плюс фантастическая физическая нагрузка. Да и, по правде говоря, большинство рыцарей набрать вес попросту не успевали — в силу скоротечности их земного бытия.

История похудения неразрывно связана с королевскими дворами, в основном — французским. Именно здесь впервые разработали молочно-растительную диету. Лекари предложили ее Людовику XIV, страдавшему плохим пищеварением и дурным цветом лица. Король иногда находил в себе силы отказаться от мяса на несколько дней. Того же он требовал и от своих придворных. Когда Людовик начинал чувствовать себя лучше, он отказывался от диеты. И тогда для всех наступал праздник.

Людовик XV тоже сидел на диете. Состояла она из  красного вина и яичных белков, причем последних за день съедалось до 15-20 штук. Такого рациона король придерживался, когда ему предстояла какая-либо серьезная физическая нагрузка, будь то охота, занятия фехтованием или выступление в балетном спектакле.

Началу «пищевой революции» положило заявление английского доктора Бантинга. Он утверждал, что самой тяжелой пищей является та, которая содержит много сахара и крахмала. Британец решил доказать свою правоту на себе. Ему удалось сбросить 20 килограммов, о чем доктор написал в своем труде «Письмо о тучности». Оно вызвало огромный интерес. Люди стали отказываться от крахмалистых и сладких продуктов. Этот метод похудения был назван «бантингом» по имени своего изобретателя.

И вновь — похудей или проиграешь!

Наконец, к началу ХХ века полноту стали считать болезнью, требующей лечения. Здесь впору вспомнить знаменитую клинику доктора Лодера, где толстяков заставляли скакать и бегать трусцой (откуда, собственно говоря, и взялось русское слово «лодырь», только вот обозначать этим словом стали отчего-то лентяев). В Англии в 1896 году появились первые в мире средства для похудания на основе… мышьяка, стрихнина, питьевой соды и английской слабительной соли.

В ХXI веке Всемирная организация здравоохранения объявила войну полноте. То ли еще будет… Живя в такое противоречивое время, как наше, пропагандировать что-то крайне сложно — ресторан фаст-фуда преспокойно сожительствует в одном здании с фитнес-центром, телевизионная реклама пояса для похудения сменяет рекламу жирных соусов, майонезов или шоколада. Да и мужчины одинаково любят как суперстройняшек, так и тех, кого «берешь в руки — маешь вещЪ». Поэтому похудение — решение исключительно самостоятельное, и радоваться результату или грустить по своим сброшенным кг и см в наше время вы тоже будете главным образом сама. Главное, чтобы вместе со «стратегическими запасами» не улетучились физическое и психическое здоровье, хорошее настроение и желание жить полной жизнью. А риск вместе с килограммами потерять все — существует, и он велик.

Елена ЛОБАШЕВА

 

Кстати

* Впервые понятие «калория» и система подсчета этих самых калорий были открыты в 1894 году Вильбуром ЭТУОТЕРОМ. Именно он первым подсчитал энергетическую ценность белков, жиров и углеводов.

* Алан БОЛТОН, известный в Австралии специалист по оздоровительным видам спорта, утверждает, что лишний вес накапливается на животе, бедрах и в районе таза в первую очередь, а «уходит» — в последнюю. Медики убеждены, жир в этих зонах играют защитную, изолирующую роль во время беременности.

Мать-Природа наделила женщин почти в два раза большим количеством жира в организме, чем мужчин, которые ко всему прочем и худеют легче. Обилие жира, по задумке Природы, должно помочь женщине родить и выкормить ребенка.

 

На Руси веселие питие есть

Русский придворный стол, как и любой другой, отличался изобилием. Ни самодержцы, ни их придворные в пище себя не ограничивали. И тем не менее диеты все-таки существовали.

Княгиня Дашкова, наиболее просвещенная и образованная дама своего времени, раз в неделю устраивала себе разгрузочный день. Она  ничего не ела, а только пила воду и немного вина.

У Екатерины II цвет лица оставлял желать лучшего. Он был желтоватым и без румянца. К тому же шалила печень, иногда мучила одышка. Да и сама императрица была слишком полной и грузной.

Все придворные лекари говорили о необходимости диеты. Но Екатерина не желала слушать советов «докторишек». Лишь когда становилось совсем плохо, она урезала свой обильный рацион и питалась рыбой и фруктами. Так длилось несколько дней, а потом все возвращалось на круги своя: одна трапеза следовала за другой. На поглощение еды у нее в общей сложности уходило от 3 до 4 часов в день.

Читайте также!