Куплю слона!

Он так же теряет счет времени, так же «выключается» из окружающей жизни, так же не может остановиться. К таким выводам пришли специалисты медицинского факультета Стэнфордского университета в США после нескольких лет исследования проблемы.

Необходимость лечения такого рода расстройств сейчас осознают практически во всех странах «развитого капитализма». В Германии, например, три года назад открылась специализированная клиника для пациентов с острой «магазинной зависимостью». Пациенты (как правило, из числа уже «съехавших», то есть не выдерживающих без спонтанных покупок и дня) выводятся из «шопзапоя» посредством психотерапии, как индивидуальной, так и групповой.

Болезнь развитых

В Советском Союзе шопоголиков, как секса, не было. И понятно почему: многочасовые очереди ради примерки одежды безумных фасонов — удовольствие небольшое. Нынче у нас цивилизованный сервис — явление молодое, поэтому и исследованием психологической зависимости как социальной тенденции у нас занимаются пока мало. Отечественных шопоголиков даже еще не посчитали. А вот на Западе посчитали и ужаснулись: в Европе их 27 миллионов, а в США — 150 миллионов.

М или Ж?

Мужской и женский вариант шопомании существенно различаются. Женщины падки на украшения и одежду, а представителям сильного пола ближе машины, техника, «статусные» вещи — дорогие аксессуары. Среди шопоголиков-мужчин часто встречаются помешанные на электронике. Но самыми рьяными шопоманками становятся все-таки женщины: их 90% против 10%.

Есть как минимум две причины того, что у «болезни» женское лицо.

Во-первых, женщина по природе своей более осторожна, она «запрограммирована» на сохранение рода — заботу о детях, а значит, и самосохранение. А потому явно рискованные увлечения вроде экстремального спорта — прыжков с парашютом и мотогонок — не для нее. К счастью, против саморазрушительного поведения у женщин тоже достаточно сильный иммунитет. Походы по магазинам и покупки явной опасности не представляют. Поэтому получается, что шопинг для женщин — наиболее доступный и безопасный (для жизни, но не для кошелька) способ выбросить адреналин.

Во-вторых, женщины более впечатлительны, восприимчивы, внушаемы. Они быстрее «ведутся» на рекламу, в которой производители не просто сухо описывают свойства того или иного товара, но, воздействуя на подсознание, связывают его с глубинными, базовыми человеческими потребностями и понятиями о счастье, благополучии, востребованности, любви.

На крючке

Кстати, слабостями человеческими пользуются не только хитрые рекламщики, но и представители торговых сетей. Причем действуют эти уловки и на относительно морально устойчивых граждан.

Очень важно, чтобы товар можно было потрогать. Взять в руки — древнейшая форма заявления права собственности. Чаще всего (примерно в 60% случаев) предпочтение отдают тем товарам, что лежат на полках, расположенных на уровне глаз. Еще один прием — создать у покупателя иллюзию, что «здесь уже купили». В магазинах одежды это специально созданный беспорядок на демонстрационных столах: главное, чтобы у людей не сложилось от магазина впечатления «товарной выставки». А еще в примерочных встречаются особые «утягивающие» зеркала…

Словом, торговые центры идут на всяческие ухищрения, чтобы создать уютный и расслабляющий микроклимат своим «жертвам»: здесь играет приятная музыка, разливаются приятные ароматы, здесь всегда светло и тепло. Приятная атмосфера — это прекрасно. Но… Мы теряем бдительность! А чтобы этого не случилось, советуем сначала проверить себя на зависимость (см. «Тревожные звоночки»), а затем внимательно прочитать «7 советов предрасположенным».

И не надо покупать слона!

Дарья ЕФРЕМОВА

 

 «Продуктовый» шопоголизм — лидируют мужчины

Здесь, по наблюдениям социологов, мужчины опережают женщин. Они набирают огромные телеги с самыми неожиданными продуктами: там могут быть и артишоки, и коренья неясного происхождения и назначения, и макароны с чернилами каракатицы, дорогие коньяки-виски, огромное количество мясных и колбасных изделий, йогурты и еще много всего, что потом выбросят.

 

Тревожные звоночки

Говорить о формирующейся зависимости можно в том случае, когда:

* в начале «чеса» по магазинам вы испытываете воодушевление, а потом почти всегда — разочарование и досаду;

* страсть к покупкам негативно сказывается на взаимоотношениях с окружающими: возникают конфликты дома или на работе;

* бесполезные приобретения происходят слишком часто и вошли в систему;

* в магазине вы теряете контроль над собой и лишаетесь свободы выбора;

* бродя по магазинам, вы теряете значительную часть денег, времени, энергии, и их не хватает на что-то более важное;

* вы систематически «заглушаете» стресс с помощью новых приобретений.

 

7 советов предрасположенным

1 Расплачиваться наличными, а не кредитной картой.

Психологи говорят, что отсутствие денег не смутит человека в стадии зависимости — он вернется за ними домой, возьмет взаймы и потратит все. Но «пластиковые деньги» часто улетают бесконтрольно даже у совершенно уравновешенных людей. А тем более не властны над ними склонные к спонтанным тратам.

2 Брать с собой друга.

Взгляд со стороны всегда «трезвее». Спутник/спутница сможет высказать свое мнение (иногда даже когда его не спрашивают) и не даст вам совершить бессмысленную покупку.

3 Вкусно поесть.

Утешения в шопинге часто ищут люди в преддепрессивном состоянии, испытывающие нехватку серотонина в организме. Перед походом в магазин можно стимулировать выброс этого вещества с помощью вкусной еды: «голод сердца» не будет столь острым, чтобы заглушать его покупками.

4 Составлять список необходимых вещей.

Лучше это делать при походе в любой супермаркет или большой торговый центр. Список не даст запутать ваше движение по магазину — а ведь крупные торговые сети ох как умеют направлять вас туда, куда вам совсем не надо! Кстати, важно не только составить, но и не забыть в него заглянуть (в этом может помочь друг — см. пункт 2).

5 Попробовать вернуть товар.

Если необдуманная покупка все-таки сделана, попробуйте вернуть ее в магазин. Закон дает довольно большие права покупателю. Но дело это муторное, несущий обратно вещь в разговоре с администрацией нередко испытывает неловкость. Такой опыт может подействовать позитивно: в следующий раз «семь раз отмерите, прежде чем отрезать».

6 Заказывать товары и продукты через Интернет.

В этом случае можно составить список всего необходимого дома, в спокойной обстановке, подсчитать, во сколько обойдется заказ, и соотнести эту сумму с оставшимися в «закромах» деньгами. В результате вы приобретете только то, что действительно необходимо, а не то, что попалось на глаза в магазине.

7 В конце месяца подсчитывать все траты.

Вы с удивлением обнаружите, как много, оказывается, ушло на сладости или автомобильные аксессуары. Правда, чтобы «поймать себя за руку», придется ежедневно записывать расходы. А для этого нужна недюжинная сила воли.