Кризис фастфуду не помеха!

bistroВкусно и полезно

Все московские фастфудовские заведения можно разделить на две категории. Первая — автобуфеты: уличные или открытые точки общественного питания на колесах, меню которых выглядит невероятно скудно: от шаурмы до бутербродов с горячим чаем. Кроме того, отовариваясь в автобуфете, вам придется есть на ходу, так как посадочных мест здесь не предусмотрено.

Другая категория — стационарные кафе. Это буфеты или кафе (такие как «Крошка-Картошка», «Елки-Палки», «Ростик’с», стоящие отдельно, или, если говорить о минских заведениях, аналогичные кафе с сетью «McDonald’s» и «МаксиБис»). В эти заведения можно спокойно зайти, заказать еду (меню, как правило, висит в виде светящейся таблицы над кассами), присесть за любой столик и вкусно и, главное, быстро поесть. Еще одна из разновидностей стационарных кафе — фудкорты (то же самое, что и стационарные буфеты, но только в торговых центрах, а не на улице — наподобие кафе в минском ТЦ «Столица» и пр.). Специалисты отмечают, что динамичнее всего сегодня развивается рынок фудкортов, так как и в России и в Беларуси постоянно открываются новые торговые центры, где присутствуют самые сильные игроки. Автобуфеты сейчас уже почти не развиваются в силу того, что для них практически нет места.

Операторы цивилизованного фастфуда, то есть сети с собственными помещениями — их в последнее время называют даже не кафе, а ресторанами, — имеют множество постоянных посетителей. И это понятно: стремление сделать свое меню максимально вкусным и полезным играет свою роль, привлекают и вежливые официанты, и внимательное отношение к санитарным нормам. Например, в кафе быстрого питания «Крошка-картошка» каждый посетитель вместе с заказом получает бесплатную влажную гигиеническую салфетку, что позволяет не искать туалет, дабы вымыть руки перед едой, а быстро соблюсти все правила гигиены. Среди основных блюд в этом заведении предлагается большой картофель, запеченный в фольге (способ приготовления, позволяющий сохранить максимум витаминов) и взбитый со сливочным маслом в аппетитное нежное пюре. Дополнительно к нему предлагаются различные наполнители — селедочка, маринованные или жареные грибочки, крабовое мясо, курица, ветчина и многое другое. И все это по приемлемым и доступным ценам. Примечательно, что в Беларуси (стране почитателей картофеля, по всеобщему мнению) подобного заведения просто нет.

В сети кафетериев «Теремок» можно заказать себе свежий большой блинчик с любым наполнением (в переводе на белорусские рубли стоит такой блин в среднем от 3500 до 9000 рублей), а также гречневые и другие каши в ассортименте (средней стоимостью от 1 500 белорусских рублей).

Меню таких стационарных кафе быстрого питания не основывается на гамбургерах и картофеле фри, но включает вполне вкусные и полезные домашние блюда. Находятся они практически на каждом углу (чего не скажешь о Минске, особенно его спальных районах, в которых вообще мало популярных кафе быстрого питания), имеют большое количество посадочных мест, перекусить здесь удобно, гигиенично и очень просто во всех отношениях.

Признаться честно, вернувшись домой, я ощутила, как на самом деле не хватает белорусской столице изобилия подобных мест. Конечно, посетить большой ресторан, в котором можно заказать любое блюдо домашней или экзотической кухни, подождать, пока приготовят, а затем принесут счет, — приятно. Но не менее приятно очень быстро, вкусно, полезно и недорого «перехватить», когда очень торопишься, и таких мест у нас, конечно, очень не хватает.

Елена ЛОБАШЕВА, фото автора

 

Антикризисное решение: плати, сколько хочешь

В пригороде Брюсселя Эвере (Бельгия) открылся удивительный ресторан: в меню заведения не указаны цены, и клиент сам решает, сколько заплатить за съеденное. Клиент выбирает в меню закуску, горячее блюдо и десерт, а по окончании трапезы решает, сколько он за это заплатит, исходя из своих возможностей и впечатлений от съеденного. Такие заведения уже существуют и процветают в Канаде и Великобритании.

Владельцы нового ресторана в Эвере, несмотря на глобальный экономический кризис и резкое снижение посещений бельгийцами кафе и ресторанов, также рассчитывают на успех. В меню — далеко не самые дешевые блюда: испанская ветчина с кусочками дыни, жареные креветки в кокосовом молоке, омар в панировке и многое другое.

«Это действительно стоит нам очень дорого, но мы хотим предложить нашим клиентам блюда наилучшего качества», — объясняет шеф-повар ресторана. В среднем обед из трех блюд, по словам владельца, стоит около 22 евро. «Будем надеяться, что наши клиенты будут достаточно щедры, чтобы заплатить нам как минимум эту сумму», — заявил он.

Однако владелец ресторана особо отметил, что новая формула будет действовать только по будням, а в выходные в меню опять будут появляться четко установленные цены.

 

Дешево и сердито

Как сэкономить на еде в разгар экономического кризиса, чтобы не остаться голодным? Эту проблему с успехом решает фастфуд: не просто быстро и вкусно, но еще и доступно.

В США фаст-фудовские заведения в ответ на кризис переходят на мини-гамбургеры и десерты в формате на «один укус». Они уже экспериментируют с новыми объемами. Так, лидер рынка «Макдоналдс» внес в меню 400 ресторанов «Мини-биг-мак» за полтора доллара, что почти в два раза дешевле обычного сэндвича. Главный конкурент «Макдоналдса» — сеть «Бургер Кинг» — тоже предлагает посетителям «укороченный» вариант своего классического бургера. Ресторанная сеть Jack in the Box рекламирует свои нововведения — мини-курицу и набор из трех мини-сэндвичей. В США в часы обеда уже выстраиваются огромные очереди за пиццей на вынос всего за 99 центов. Американцы и раньше были неравнодушны к закусочным «для бедных», а в кризис эти заведения могут рассчитывать на приток посетителей.