pavlovskijВасилий ПАВЛОВСКИЙ, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РБ:

«Мы не догоним российский рынок по ценам»

Лето обещало быть жарким, но своего обещания не выполнило. Цены обещали повышать постепенно, и это обещание выполняется. Правда, не хочется, чтобы это «постепенно» происходило очень быстро. Но не получается. К примеру, по данным Белстата, только за три недели августа по сравнению с июлем на 29,2% подорожала свинина, на 23,1% — маргарин, на 19,7% — живая рыба, на 15,4% — куриные яйца, на 12,3% — растительное масло и т.д. Со страхом думаешь, почем будут продавать населению «стратегические запасы на зиму» — урожай нынешнего года. А также насколько в связи с этим подорожают остальные продукты. Впрочем, кое-какая информация на этот счет имеется, хотя она пока представляет собой ничем не подкрепленные обещания.

Вы будете смеяться, но если верить столичной статистике, существенно подорожавшие продукты питания население сметает еще охотнее, нежели год назад. По данным за первое полугодие 2011-го магазины реализовали на 38% больше мясных продуктов, на четверть больше ликеро-водочных изделий, на 27% больше орехов и сухофруктов... Про сахар вообще молчу: его продано на 50% больше, чем год назад. Разобраться в тонкостях аппетитов жителей Минска нашему корреспонденту помог начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Андрей НОВИКОВ

Похоже, о безумно дешевом продовольствии в нашей стране придется окончательно забыть. Есть такой анекдот. Снесла курочка Ряба яичко, да не простое, а золотое. Дед бил-бил, баба била-била — так и не смогли заставить Рябу снизить цены. С ситуацией на потребительском рынке Беларуси примерно та же ситуация: сколько ни говорили чиновники о том, что после весенне-летнего подорожания продуктов питания и других товаров будут приняты все меры для ограничения дальнейшего роста цен, похоже, ничего существенного сделать не удалось. А в будущем ситуация может измениться еще более печальным образом для рядовых потребителей

Импорт рыбы всегда рассматривался белорусскими властями как выгодный источник дохода (не случайно к нему старались не подпускать частный бизнес). Однако сегодня, в условиях острейшей нехватки валюты, на первый план выходит задача предельно сократить затраты по этой статье, не лишив граждан хотя бы минимальной возможности потреблять дары моря.

На мировом рынке быстрого питания случилось почти невозможное: сеть McDonald's потеряла звание крупнейшей в мире по количеству ресторанов — ее опередила Subway.

Предвыборный рост зарплат положительно повлиял на развитие в РБ интернет-торговли продовольственными товарами: налицо расширение виртуального предложения. Но эта тенденция вряд ли сохранится в случае падения уровня жизни.

Немецкие сыры все больше теснят продукцию из Беларуси и Украины. Российский рынок сыра продолжает расти за счет импорта. Однако при этом положение на нем лидера внешних поставок — Беларуси — ухудшается.

Традиционный для Германии напиток уже не входит в тройку лидеров. Продажи пива на родине крупнейшего в мире пивного фестиваля в прошлом году упали до небывалого уровня. И похоже, это проявление долгосрочной тенденции.

Белорусские ученые в 2010 году разработали свыше 850 рецептур новых продуктов. Как насытить рынок республики продуктами питания, которые могли бы еще и укреплять здоровье, предупреждать различные болезни? Об этом рассказал БелТА генеральный директор Научно-практического центра по продовольствию НАН Беларуси доктор технических наук, профессор Зенон ЛОВКИС.

Плюс для экспорта, минус для потребителя. Мировой продовольственный кризис затронет и Беларусь. И если граждане столкнуться с повышением цен на продукты питания, то государство может получить существенную выгоду от экспорта продовольствия.

Идея получения сельскохозяйственной продукции без использования химикатов и вообще современных технологий встречает немало серьезных возражений. Рынок экологически чистых продуктов, предлагающий более дорогое питание, естественно, пострадал от кризиса, но, по мнению специалистов, очень быстро восстановится и продолжит рост. Более того, прошлым летом были озвучены планы развития органического сельского хозяйства и в Беларуси. По заявлению представителя Минприроды, «это экономически невыгодно, но очень важно для здоровья населения, особенно детей».

Вопрос снижения закупочных цен не стал менее актуальным от того, что кризис объявлен завершившимся. С одной стороны, покупатель не спешит отказываться от приобретенной привычки внимательно рассматривать ценники. С другой — цифры на них становятся все более значимым отличием одного магазина от другого, так как по оборудованию, ассортименту, сервису и пр. торговые предприятия все легче спутать.

Кидалово по-английски

К западной торговле и продавцы, и покупатели привыкли у нас относиться с почтением: более развита и явно идет впереди нашей. Тем интересней узнать, как она выглядит в глазах собственных клиентов. И потому, натолкнувшись в одном из закоулков Интернета на соответствующую дискуссию, которую вели живущие в Великобритании выходцы из СНГ, мы решили опубликовать ее. Разумеется, без ников, с сокращениями, но правки — минимальны, да отдельные слова переведены с английского и с интернет-сленга.

Вторая в мире по величине розничная сеть Carrefour объявила о кардинальном изменении своей маркетинговой стратегии. Из большого склада с брендами других компаний французский ритейлер намерен превратиться в продавца товаров под собственной маркой.

Поиск золотых пропорций. На сегодня самые большие темпы роста показывают магазины с самыми низкими ценами — дискаунтеры в Западной (ЗЕ) и Центральной (ЦЕ) Европе и гипермаркеты Cash&Carry в Восточной (ВЕ). Низкие цены — это не единственный инструмент привлечения покупателей, но, по-видимому, он наиболее адекватен в нынешней ситуации.

Рынок здорового питания в Беларуси только начинает развиваться. Но его важность и перспективность осознают как производители, так и представители торговли. Впрочем, из-за отсутствия необходимых законодательных основ взрывообразного развития здесь ждать не приходится.

Характерная особенность постсоветских стран — низкий уровень конкуренции, что порождает множество проблем. С другой стороны, власть имущие сохраняют привычку искоренять любые недостатки командами и запретами. И это осложняет ситуацию.

Оказывается, пока мы желали друг другу благосостояния, цены на продукты потихоньку продолжали расти! Это только в Западной Европе и США новогодние праздники — традиционное время распродаж. У нас даже в этот период на некоторые товары, и особенно продукты цены продолжают расти. В предпраздничной суматохе не всегда заметишь, а зря. Ведь именно в канун нового года многие предпочитают закупать продукты не только для банкета, но и впрок.

Почему белорусы считаются «белыми воронами» на мировом потребительском пространстве? Когда жить становится трудно, в человеке развивается агрессивность. Это факт. Закон природы, так сказать: выживает сильнейший. Это касается и потребительской сферы. Кое-кто непременно хочет урвать побольше, особенно если знает, что закон на его стороне. И урывает он порой всеми возможными способами — честными и не очень. Отсюда и возникло в свое время понятие — «потребительский экстремизм», а люди, которые его практикуют, были названы недобросовестными потребителями. Корреспондент «Гастронома» узнал, насколько популярен потребительский экстремизм в Беларуси во время мирового экономического кризиса.

Странное дело, дамы и господа: несмотря на беспрецедентные успехи отечественной медицины, выясняется, что здоровых индивидуумов в самом центре Европы с каждым годом становится все меньше. Причем явно не в последнюю очередь косят наши ряды недуги, напрямую связанные с питанием. Так утверждают компетентные специалисты из области здравоохранения, с которыми недавно пообщался корреспондент «Гастронома». Правда, медики сразу сделали поправку: не болезней стало больше, а диспансеризация населения проводится более массово и тщательней.