Улыбайтесь, вас снимает нескрытая камера!

 

Зачем запрещать то, что и без того доступно каждому?

Действительно, повсеместная распространенность цифровых фотоаппаратов и фотокамер порой играет злую шутку во взаимоотношениях продавцов и покупателей. Первые стремятся защитить свои интересы, вторые — отстоять свои, причем с применением возможных в той или иной ситуации технических устройств. Посему нередко и возникают конфликты, связанные с различными ограничениями на фотографическую и видеосъемку в магазинах и заведениях общепита. Причем не только там. Одним из частых мотивов таких ограничений является запрет собственника снимать его имущество. К примеру, водители нередко запрещают снимать свой автомобиль, охранники — здание, которое он охраняют, администрация магазина — товары и ценники на них.

На самом деле все подобные запреты, мягко говоря, не имеют под собой оснований. Чаще всего на право собственника ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится часть 1 статьи 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Статья 140. Служебная и коммерческая тайна

1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законодательством.

— На основании пункта 1 «Положения о коммерческой тайне», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 670 от 6 ноября 1992 года, коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования, — говорит начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Андрей НОВИКОВ. — Информация, полученная путем фотосъемки общедоступных мест магазинов, не может составлять служебную или коммерческую тайну. В связи с этим полагаю, что информация о размещении прилавков, касс и других объектов в общедоступных местах не составляет служебную или коммерческую тайну, так как у любого посетителя магазина имеется свободный доступ к получению такой информации. Из вышеизложенного следует, что граждане вправе осуществлять фото— и видеосъемку в общедоступных помещениях торговых организаций, так как полученная ими информация не является коммерческой тайной. Работники службы охраны магазинов не вправе запрещать или приостанавливать осуществление фото— и видеосъемки.

Всегда есть свои «но»

Если рассматривать ситуацию исключительно с точки руководителей магазинов и объектов общепита, то можно объявить «пользованием» вообще любое получение информации, включая пристальное рассматривание. Действительно, фактически тот, кто вводит на территории своей собственности подобные запреты, пытается запретить другим пользоваться их собственностью, то есть фотокамерами. Запрет на фотосъемку внутри магазинов и прочих мест оказания услуг имеет, по большому счету, одну реальную причину: владельцы заведений хотят пресечь фиксацию возможных нарушений закона «О защите прав потребителей» и других нормативных актов. Но…

— Наличие частной собственности в Республике Беларусь предусматривает ее охрану собственником, — говорит юрист, ведущий рубрики «Жалобная книга» в нашей газете Александр КОЖЕМЕЧОНОК. — Собственник сам решает, как ему охранять свою собственность, чтобы не получить впоследствии убытки. Запрет на фотосъемку является одним из таких способов. На месте покупателя я бы нашел компромисс между интересами администрации заведения или вашими. Никто ведь не будет против, если вы, скажем, сфотографируете ценник на товар или определенные позиции в меню кафе или ресторана. Просто объясните, для чего вы это делаете: чтобы затем сравнить цену с ценой в другом магазине или чтобы запомнить состав ингредиентов того или иного блюда. Если же вы пытаетесь зафиксировать факт реализации просроченных продуктов питания, то тут даже попытка защитить свои интересы администрации заведения не поможет: факт, как говорится, есть факт.

По словам Александра Кожемечонка, есть еще один аспект рассматриваемой проблемы. Если вы фотографируете витрины, то следует знать, что деятельность по оформлению витрин — это творческая деятельность, поэтому оформленные витрины магазина являются авторским произведением и охраняются соответствующими нормами законодательства.

Кстати

Житель российской Казани добился привлечения к ответственности сотрудников администрации супермаркета «Кольцо», запрещавших ему фотографировать в супермаркете. Молодой человек обратился с жалобой о нарушении его прав в прокуратуру Вахитовского района Казани, которая провела проверку и установила, что нарушения действующего законодательства имели место быть. В соответствии со ст. 29 Конституции РФ граждане имеют право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно статье 7 Закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Таким образом, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. При этом понятие «доступ» включает в себя не только получение информации, но и возможность ее использования. Любое ограничение получения информации должно устанавливаться в законе. Кроме того, сбор информации об имуществе не противоречит требованиям ст. 209 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей право собственника на владение, пользование своим имуществом. Более того, на организации, предоставляющие услуги, распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей».

Статьей 8 Закона «О защите прав потребителей» закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрабатывать и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается. Согласно ст. 16 вышеназванного Закона, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии со ст. 1 Закона «О Защите прав потребителей», любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно. А поскольку потребителем считается гражданин, не только приобретающий что-то, но и имеющий намерение это сделать, то вышеназванный Закон действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением. Таким образом, действия администрации супермаркета «Кольцо» на запрет осуществления в магазинах фотосъемки нарушают права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а, следовательно, являются незаконными. По результатам рассмотрения представления руководство магазина было привлечено к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение.

Настоящих удовольствий не так уж много — запретов гораздо больше!

Александр НЕСТЕРОВ