Война за талию

Амплуа для торбы

Еще в детстве я решила, что мое призвание — стать актрисой.  В детском саду с чувством декламировала стишки на утренниках. Занималась в драматическом кружке во Дворце молодежи, участвовала в школьных спектаклях. Аплодисменты зрителей — одноклассников и родителей — воспринимала как восхищение своим талантом. Но уже в 14 лет поняла: чтобы моя мечта осуществилась, нужно быть не только талантливой и красивой, но обязательно стройной, с осиной талией! А я была, как мне тогда казалось, просто торбой безразмерной!  Это маму умиляло, что я такая пухленькая, розовощекая.  Но в мои планы вовсе не входило играть провинциальных тетушек — только для такого амплуа, как мне казалось, годились пышные женские  формы. И я  начала настоящую войну за свою талию. Практически ничего не ела, хотя от мамы это ловко скрывала: складывала в пакет часть оставленного мне обеда, прятала этот пакет в  сумку, а потом его выбрасывала, намеренно оставляя в кухне немытые тарелки. Мама приходила с работы и журила меня за грязную посуду, не подозревая о моих экспериментах.  А я вела себя как настоящий конспиратор: интересовалась кулинарией, расспрашивала у мамы и бабушки, как приготовить пироги с капустой или мясо по-французски, сама их готовила на семейные праздники (не пробуя, конечно). В общем, взрослым и в голову не приходило заподозрить меня в отвращении к еде. А оно у меня уже стало появляться. И чем меньше я ела, тем меньше хотелось даже заходить на кухню. Стройной, точнее, тощей я стала уже через несколько месяцев. Мама забеспокоилась, глядя на мое заострившееся лицо и тонкие, как спички, руки и ноги. Стала водить меня по врачам. Доктора назначали обследования, задавали разные вопросы, но я молчала, как партизан, что живу впроголодь.

Наверное, мама все же заподозрила неладное. Начала  будить меня на час раньше, заставляла съедать завтрак в ее присутствии. А во время обеда приезжала бабушка с другого конца города. И проделывать мои прежние манипуляции с котлетами и салатом стало почти невозможно. Тогда я пошла ва-банк: торжественно сообщила моим домашним, что буду актрисой, а для этого мне нужно стать стройной и оставаться всю жизнь такой, как Людмила Гурченко! Слезами и мольбами мама уговорила меня пойти на компромисс: сначала стать взрослой, а потом следовать рациону звезд. Буквально с боем я, время от времени, соглашалась съесть лишнюю ложку каши, отбивную или грибной суп. К выпускному вечеру в школе мой вес едва дотягивал до 50 килограммов        

С весом не шутят, без него — тем более

В театральный институт я не поступила: провалила экзамены с треском. От волнения и голода забыла текст басни, а во время танцевального этюда  спотыкалась и неуклюже перебирала ватными ногами.  После этой неудачи я была просто раздавлена. Целыми днями лежала, отвернувшись к стене, плакала по ночам, о еде даже слышать не хотела. У меня дрожали руки, мучила бессонница, начались какие-то провалы памяти. Я понимала, что нужно взять себя в руки, ведь жизнь только началась, а не закончилась. Шла на кухню с намерением хотя бы чаю выпить. И… не могла. От одного вида еды у меня начинались спазмы в горле.

Мама повела меня на прием к психотерапевту. Меня направили в больницу. Долго убеждали, что экспериментировать и шутить со своим весом в моем возрасте нельзя. Да, собственно, веса у меня уже почти не осталось. Только через полгода лечения я, наконец, не только смогла нормально поесть,  но испытала удовольствие от еды.

Мой лечащий  врач Ирина Андреевна сказала, что мне еще повезло. Я и сама это понимала. Ведь в нашей палате лежали пациентки, которые за 2-3 месяца голодовки довели себя до полного истощения. Просто кормить этих девочек — с уговорами или насильно — было поздно. Им требовалась серьезная помощь …   

Победа означает поражение

На следующий год я поступила в университет на филфак. Получив диплом, стала преподавать в колледже. Вскоре вышла замуж. Ошибки юности, мне казалось, остались позади. Но!..  Больше десяти лет у нас с мужем не было детей:  «диеты» и стрессы в юном возрасте подорвали мое здоровье. Сколько мне пришлось лечиться, через какие испытания пройти! Но мне опять повезло: в 36 лет я все же родила дочь Веронику. Души в ней не чаяла, наряжала как куклу, баловала. Но когда Вероника перешла в 9 класс… Словно бумеранг вернулся из моей юности: дочь вдруг решила, что она слишком полная, что ей непременно нужно похудеть, чтобы… стать актрисой. Показывает мне журналы с фотографиями голливудских звезд, мол, они же, как тростинки, с осиными талиями. Я не против того, чтобы дочь поступала в театрально-художественную академию, способности у Вероники есть. В какой-то степени и моя неосуществившаяся мечта воплотится. Но здоровье дочери — слишком высокая цена за мечту. Я пытаюсь объяснить это Веронике, рассказала ей о своем  печальном опыте. Но мои слова, словно горох по полу рассыпались.  Вероника решительно настроена… повторить мои ошибки. Как ее убедить, что в войне за свою талию победа означает поражение?

Екатерина Викторовна, г. Минск.

Возьмите на заметку

Для девочки 13 лет при среднем росте 157 см  идеальный вес — 47 кг. Рост 168 см предполагает вес в  68 кг, но это уже предел, дальше поправляться не надо. Для малышки ростом 145 см идеальный вес — 35 кг, но не меньше. В 15 лет при среднем росте 163 см вес девочки должен быть в среднем 54 кг. Верхний предел при росте 173 см — 77 кг. Нижний предел при росте 155 см — 43 кг

Записала Людмила Леоненко.

Консультант рубрики

Врач-психотерапевт Александра Чернявская:

— Маниакальная идея похудеть становятся сущим бедствием среди девочек-подростков. Агрессивная реклама подогревает их стремление иметь формы звезд подиума. Кстати, в Европе это опасное увлечение вынудило руководство частных школ принимать строжайшие меры к ученицам, которые одержимы идеей похудения. Им предлагают немедленно покинуть учебное заведение. Брать на себя ответственность за последствия экспериментов школьниц со своим здоровьем руководство школ просто не хочет. А эти последствия могут быть самыми серьезными. 

В 11–12 лет у девочек начинается бурный рост, они набирают вес. Обычно они примерно на 2 года опережают мальчиков в развитии, поэтому и кажутся слишком крупными и полными по сравнению с одноклассниками-мальчиками. На самом деле, если девочка к 13-14 годам не наберет 45 кг, ее превращение в девушку затянется. И это может иметь неблагоприятные последствия, в том числе сбой в гормональном развитии, как это случилось у автора письма. Обычно 13-15-летние нормальные стройные девочки переоценивают свой вес и пытаются похудеть. Но гормональная перестройка, которая у них идет, требует от организма больших сил, поэтому голодать в этот период опасно. Вообще пока девочка растет, сбрасывать вес нельзя. При тех же килограммах с увеличением роста она станет стройнее. В 13-15 лет девочка в сутки должна потреблять 2-2,5 тысячи калорий! Ей нужен белок и витамины, значит, от мяса, овощей и фруктов отказываться нельзя. Растущему мозгу нужна глюкоза, которую организм получает из сладкого. Есть надо 3-4 раза в день. И обязательно час-два проводить в активных играх на воздухе. Девочкам полезно заниматься плаванием, кататься на велосипеде, бегать, танцевать.