Чудо из картошки, цветок из арбуза: познаем искусство карвинга

–  Жанна, давно ли вы увлекаетесь кулинарией?

– Моя любовь к этому делу проявилась, когда мне было около 3 лет. Родители постоянно вспоминали, что к их приходу с работы я «устилала» всю асфальтированную дорожку к дому всякими куличиками, пирожными из песка и прочими кулинарными шедеврами (улыбается, -авт.).

– Сегодня вы главный специалист по карвингу в Беларуси: пишете книги, ведете мастер-классы. Многие сейчас интересуются карвингом?

– К примеру, в Таиланде карвинг — как у нас труды и рисование — обязательный предмет в школе. А у нас еще 5 лет назад в Беларуси знать не знали о карвинге и тем более никто этим не занимался профессионально. Моя история началась с того, что я принимала непосредственное участие в открытии первой кулинарной школы — студии Oede.by. Там я начала преподавать карвинг и у меня стали появляться первые ученики. Сегодня их у меня уже больше 300.

–  Наверное, это, в основном, домохозяйки?

– В основном, это женщины, конечно. Как правило, те, кто увлекается декупажем, валянием шерсти — люди, увлеченные творчеством и, конечно, кулинарией. Мужчины часто меня благодарят за усовершенствование кулинарных навыков их жен. А учеников мужчин было не больше трех за все время. Но любопытно, что лучшие карвингисты, которые побеждают на чемпионатах, — мужчины.

– Действительно, любопытно. А с чем это связано?

– Мужчины более точны. Наверное, очень мало встретишь женщин-резчиков по дереву. Те же хирурги — чаще мужчины. У женщин работы более творческие, душевные. А мужские — более скульптурные, выверенные.

– Есть ли такие овощи и фрукты, которые не подходят для карвинга?

– В принципе, можно вырезать из любого продукта, главное, чтобы он не был мягким и рыхлым. На чемпионатах я видела работы из сыра, масла, колбасы, сала, шоколада, мармелада. Так что нет ничего невозможного! Мне больше всего нравится работать с арбузом. Есть где разгуляться фантазии, да и текстура у него многослойная, что тоже интересно.

– Вспомните своюсамую грандиозную работу?

– Это трехмерная роза из арбуза. Делала я ее, конечно, долго и кропотливо, но смотрелась она очень красиво. Один раз у меня был заказ на 16 вырезанных арбузов. Это было здорово и очень творчески: ни на одном рисунок не повторялся.

– Что главное в работе карвингиста? Художественный вкус или профессиональные навыки?

– Для того, чтобы заниматься карвингом совершенно не нужно уметь рисовать. Самое важное — освоить технику. Так что пусть не боятся те, у кого нет художественных навыков: некоторые мои ученики не могут провести прямую линию на бумаге, а вырезают не хуже других.

– Поделитесь с нашими читателями своими профессиональными секретами?

– Самое главное — работать в хорошем настроении. Если начать вырезать с плохим настроением или самочувствием, то ничего не получится — все пойдет на перекосяк. Нужно любить то, что ты делаешь, тогда все получится!

– Жанна, а чем вы занимаетесь помимо карвинга?

– У меня много хобби. К примеру, на досуге я пишу кулинарные книги. Вот сейчас заканчиваю восьмую (улыбается,-авт.). Кроме того, я пеку необычные торты на заказ, играю на гитаре и коллекционирую фигурки кошек. Друзья уже давно знают об этой моей слабости и с удовольствием привозят мне их из разных стран.

– Что в планах на будущее?

– Очень хочу поехать в Таиланд, на родину карвинга, посмотреть как работают их мастера. И еще хочется поучаствовать в Чемпионате Европы. Приглашение я уже получила, осталось только разобраться со всеми делами и… поехать смотреть на чудеса и создавать их.

Справка «Гастронома»

Английское слово «carving» переводится как «резьба», «резная работа». В международном употреблении оно давно стало обозначением художественной резьбы по самым разным материалам. Искусство карвинга по фруктам и овощам возникло на Востоке и за тысячи лет стало частью национальных традиций.

Советуем посетить кулинарию 1955 года

 

Ирина Романива

Фото из личного архива Жанны Дятловой