О сущности этой проблемы, экологичности пищи и разумном питании задумалась молодая минская семья. Сергей и Надя придумали свой проект «ЭкаЕжа» — интернет-магазин продуктов от белорусских фермеров.
— Итак, ребята, с чего начиналась «ЭкаЕжа»?
Надя:В свое время мы стали интересоваться здоровым питанием, включали в рацион более диетические продукты, старались есть больше фруктов и овощей. Уже потом поняли, что самое важное — это не то, насколько калориен твой обед, а продукты, из которых он приготовлен. Я, конечно, утрирую, но возможно полезнее съесть кусок сала от проверенного производителя, чем диетическое куриное мясо из магазина…
Так постепенно мы отказались от колбас, сосисок, полуфабрикатов. Покупали только мясо и овощи, приходили на рынок, общались с людьми, спрашивали о качестве продуктов. Уже потом перешли к идее покупки еды у фермеров и сотрудничества с ними.
— Каких продуктов нет в вашем холодильнике?
Сергей: Нет молока из магазина, овощей с рынков, майонезов и других соусов, колбасы, сосисок, полуфабрикатов.
Надя:Когда привыкаешь есть хорошую экологическую еду, то снова перейти на магазинную очень сложно. Вот недавно у нас закончился творог, я пошла в магазин. В итоге мы не смогли его есть, выбросили…
— Существуют ли в мире похожие проекты или вы первые в своем роде?
Сергей: В Беларуси — первые. А вот, к примеру, в России есть подобный проект — «lavkalavka». Это такой фермерский кооператив, который пропагандирует те же принципы, что и мы. Но и «лавка» появилась не ниоткуда — в Англии есть огромная компания, у которой сотни тысяч клиентов. Заинтересовавшимся людям присылают толстую книжку, где написано о каждом фермере и о том, что он предлагает.
— Как вы нашли своего первого фермера?
Сергей: Через интернет мы нашли человека, который разводит коз и делает продукты из козьего молока. Почему-то нам сразу казалось, что таких как он будет много. И все свои усилия мы переключили на изучение нормативно-правовой базы — готовились к тому, чтобы запустить свой проект. Начались хождения по инстанциям. Параллельно мы продолжали работать (я руководил отделом логистики, а Надя сидела в декрете) и искать контакты фермеров. Оказалось, что найти тех, кто нам нужен, не так-то просто! Большинство людей, которым мы звонили, уверены, что невозможно ничего вырастить без удобрений и комбикормов.
Надя: Мы искали тех, кто не просто делает бизнес, а тех, кто занимается любимым делом, людей, которые несут ответственность за то, что делают. Возможно, мы долго не находили нужных фермеров потому, что многие руководствуются рыночным подходом, люди хотят покупать еду дешево, и производители с помощью химикатов делают ее таковой. Экологическая еда не может быть дешевой, на ее производство затрачивается намного больше сил и средств.
— Со сколькими фермерами вы сотрудничаете?
Надя: Сейчас это около 10 человек. Периодически кто-то выбывает, кто-то добавляется. Дело в том, что фермеры еще не подстроили свое производство под нас и не всегда могут поставлять продукты в необходимых объемах. Животные не вырастают мгновенно, а овощи и зелень — дело сезонное.
— Кто ваши покупатели?
Сергей: Это абсолютно разные люди. Их объединяет одно: забота о своем здоровье и здоровье своих детей.
Надя: Для того чтобы питаться правильно, не нужны баснословные деньги — нужно просто пересмотреть свои расходы. Каждый выбирает, что для него важнее: очередной айфон или то, что съест на обед его семья.
Сколько стоят экологические продукты?
— Кстати, какие у вас цены? И как можно заказать продукты?
Сергей: Цены абсолютно разные, хотя в среднем выше магазинных. Но, к примеру, голубику летом мы продавали ниже рыночной цены. Здесь нужно понимать, что мы не устанавливаем стоимость товара, а полностью зависим от цен поставщиков. Кроме того мы покупаем продукты у фермеров не по оптовым ценам, а по розничным, которые значительно выше.
Надя: Заказать продукты можно на сайте ecaeja.by, положив их в «корзину». На данный момент доставка осуществляется только один раз в неделю: в пятницу (в тот же день можно забирать продукты самостоятельно с нашего офиса-склада). В описании каждого продукта есть ограничения по времени его заказа (например, утку можно заказать до среды 18:00, чтобы получить ее в пятницу той же недели). Эти правила гарантируют, что продукт будет делаться под заказ и срок его хранения между готовностью и доставкой будет минимален.
— Как вы проверяете качество продуктов?
Надя: У наших фермеров есть все стандартные документы на продукцию животноводства и растениеводства. Другое дело, что мы хотим пойти дальше, и проверять более важные показатели. Те, на которые многие не обращают внимания.
Сергей: Мы планируем сотрудничать с НИИ почвоведения, будем брать пробы почвы, проверять ее на тяжелые металлы и выявлять состояние микроэлементов в разное время года. По этой динамике будет видно, вносились ли какие-то удобрения. Дополнительно мы планируем сотрудничать с НИИ защиты растений, чтобы они проверяли продукты растениеводства на микротоксины и другие вредные вещества. Постепенно мы разработаем свою систему контроля продуктов и будем проводить лабораторные исследования.
Надя: Кроме того мы сами ездим на хозяйства, смотрим, в каких условиях содержатся животные — недобросовестность сразу бросается в глаза. Один из основных принципов нашего бизнеса — личная ответственность. Фермеры делают качественные, вкусные, экологические продукты и гарантируют нам, что они не используют химические вещества. О каждом из фермеров можно почитать на сайте ЭкаЕжа, можно позвонить им, задать интересующие вопросы. Наши фермеры вообще очень интересные люди. К примеру, Юрий Данилович Шарец — врач-генетик, кандидат медицинских наук выращивает вересковые ягоды по собственной технологии и делает вкуснейший голубичный мед. Хозяйство семьи Крыловых одно из немногих, претендующих на получение биосертификата европейского образца. Игорь Хващевский, еще один фермер, занимается производством биогумуса и органическим земледелием, сотрудничает с научно-исследовательским институтом.
— Какие продукты думаете еще добавить в меню своего интернет-магазина?
Сергей:Речную рыбу, баранину, перепелок, фазанов и цесарок. Да много чего. Главное — желание. А его у нас полно! Еще нам очень хочется добавить в продажу голубей. Сейчас я ищу людей, которые этим занимаются. Позвонил председателю ассоциации голубеводов Беларуси, а он сказал, что никто у нас голубей на продажу не выращивает, да и культура потребления очень низкая.
Надя: Вот утку белорусы тоже редко покупают, да и найти ее непросто. Магазины завалены бройлерами. А ведь утка растет столько же, сколько курица, и затраты на ее выращивание не намного больше. И это очень плохо, что магазины навязывают нам какие-то вкусы. Уже доказано, что сегодня люди намного меньше чувствуют запахи и вкусы, нежели раньше.
— Напоследок. Каковы же основные принципы вашего проекта ЭкаЕжа?
Сергей и Надя:Честность, открытость, личная ответственность, качество продукта, обратная связь с нашими клиентами.
Ирина РОМАНИВА