Расти, рыбка, большая!

И, естественно, власти делают ставку на импортозамещение.

В одних случаях, когда чиновники начинают хором утверждать, что между пангасиусом, ввоз которого они запретили, и карпом нет совершенно никакой разницы, становится просто неловко. Как если бы кто-то всерьез заявлял, что яблоко и вишня — ну совершенно одно и то же, поскольку одинаково растут на деревьях. А аргумент насчет ненормально большого количества льда, продаваемого в нагрузку к вьетнамскому продукту, — всего лишь признание неэффективности государственных импортеров и бесчисленных проверяющих органов.

В других случаях, однако, ставка делается не на запреты, а на развитие собственного производства. И это правильный подход, если, конечно, воплощение данной политики в жизнь будет соотноситься с существующими реалиями, а право решающего голоса оставят за покупателем (во что верится с трудом).

Вода есть, дело за технологиями

Госпрограмма развития рыбохозяйственной деятельности на 2011-2015 годы называет приоритетным направлением создание индустриального рыбоводства на базе передовых интенсивных технологий, позволяющих выращивать ценные виды рыбы. Например, в Минской области (на базе рыбхозов «Грицево» Молодечненского, «Волма» Червенского и «Альба» Столбцовского районов) планируется запустить в ближайшее время три форелевых комплекса суммарной мощностью 600 т продукции в год. Их строительство будет вестись с привлечением иностранных инвестиций и долгосрочных кредитов.

Только в текущем году на выполнение мероприятий республиканской программы предусмотрено выделить 9,65 млрд. BYR. Как утверждается в официальном комментарии, реализация этой программы «позволит увеличить производство товарной рыбы в республике до 22,7 тыс. т и сократить импорт рыбной продукции на 7,9 тыс. т в год, насытить внутренний рынок высококачественной деликатесной рыбной продукцией».

Будем надеяться, речь идет не о том, чтобы заменить вишни на яблоки, то есть морскую рыбу пресноводной, а лишь о замещении в рамках одного вида — допустим, наша форель вместо зарубежной.

Пока же импорт в 10 раз превышает производство. И это хорошо для населения, так как, напомним, только обитатели соленых вод обеспечивают человеческий организм некоторыми необходимыми веществами, а значит и здоровьем. Но это плохо для статистики нашей внешней торговли, которая и без того ужасна. Так что в чью пользу станет меняться ситуация, неясно.

Второй вопрос: будут ли по карману потребителю деликатесы отечественного производства? Ведь сегодня они у нас почему-то получаются намного дороже, чем даже в самых богатых европейских странах. Та же форель «made in тут» стоит в магазинах порядка 25 тыс. BYR/кг. Кстати, недавно и премьер-министр РБ Михаил Мясникович признал, что цена на рыбу и рыбную продукцию в стране «высоковата».

Деликатесной рыбы сейчас в Беларуси выращивается ежегодно около 100 тонн. Но ожидается, что в нынешнем году хозяйства произведут 300 тонн форели, осетра, сома, а к концу пятилетки объемы увеличатся в 25 раз — до 2,5 тыс. тонн, из которых 2 тыс. тонн составит форель. Когда же удастся построить современные осетровые комплексы, в стране должно появиться и производство черной икры.

Особенно много проблем у тех рыбоводческих хозяйств, которые не покушаются на экзотику. Правда, общая статистика радует: производство рыбы в стране за последние 5 лет увеличилось почти в 3 раза. В том числе в 2010 году было выращено 15,4 тыс. тонн данного продукта.

85% в этом объеме занимает карп. Покупатели нередко жалуются, что он дорог (7,4-8,7 тыс. BYR/кг при продаже с машины), да и имеет неприятный запах тины. Обоснованность таких претензий рыбоводы косвенно признают: «Многое зависит от того, в каком состоянии находятся пруды, ведь они требуют постоянного ухода. Карп, который растет в чистой воде, и по запаху будет чистым».

Тем более очевидно, что плавающая продукция не привлекает торговлю: хлопотно и невыгодно. Из 6,5 тыс. магазинов, имеющих разрешение на продажу живой рыбы, только в 1,1 тыс. есть аквариумы. Задание по реализации прудовой рыбы в объеме 13 тыс. т, доведенное торговым организациям Минторга и Белкоопсоюза на 2010 г., было выполнено лишь на 27%! «Торговые сети и оптовые базы не заинтересованы в реализации продукции переработки из пресноводной рыбы местного улова», — признает Минсельхозпрод.

При этом поставщики уверяют, что удешевить карпа невозможно — рыбхозы, дескать, и так зачастую работают себе в убыток. Хорошо, если рентабельность зеркального составит 5-7%. Много съедают транспортные расходы, ведь 70% продукции организации Минсельхозпрода реализуют через выездную торговлю. Причем небольшие партии рыбы часто приходится перевозить на значительные расстояния, иначе не продашь. А 70% затрат на производство занимает корм. Чтобы рыбина подросла на килограмм, ей надо скормить 3,5 кг комбикорма, который, кстати, сейчас подорожал до 1 тыс. BYR/кг. К тому же растет плавающее стадо медленно: не юг все-таки, среднегодовая температура воды низкая.

Однако по мнению начальника отдела рыбного хозяйства Департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Виталия Пономаренко, себестоимость карпа немного снизить все же можно. Достигается это в первую очередь за счет параллельного выращивания растительноядных толстолобика и амура, а также хищной щуки. Если по отдельности их продуктивность с 1 гектара составляет 300, 200 и 50 килограммов соответственно, то прибавка к 1 т зеркального получается внушительная.

Помимо этого, многие хозяйства Беларуси начали переходить с трехлетнего цикла выращивания на двухлетний. Практика показывает, что при грамотном подходе этого времени хватает, чтобы получить рыбину весом в 0,7-1 кг. Правда, здесь есть еще одна проблема: необходимо, чтобы рыбопосадочный материал весил не 25 граммов, как обычно, а не менее 50.

В целом же средняя по Беларуси рентабельность выращивания рыбы находится на приличном уровне — 20%, а по ценным видам — до 50%. Отсюда и заоблачные цены в магазинах. Равно как и из-за низкого технологического уровня производства (иначе бы не пришлось говорить в пятилетней госпрограмме о внедрении «передовых интенсивных технологий»).

Своя банка дешевле

Очень важное, по мнению чиновников, направление оптимизации рынка — консервирование. И верно: одно дело — заплатить много долларов за готовые к продаже жестяные банки, другое — потратив существенно меньшую сумму, купить содержимое этих банок в исходном состоянии и самостоятельно переработать. Именно поэтому М. Мясникович озвучил недавно задачу параллельно наращивать объемы как производства рыбы, так и ее глубокой переработки, особое внимание обращая на необходимость снижения издержек.

На внутреннем рынке сегодня продаются шпроты белорусского производства, лещ в томатной заливке, килька в томатном соусе, сельдь в масле. Эти консервы в несколько раз дешевле импортных. Но покупатель хочет иметь право выбора и видеть в магазине рижские шпроты, мурманскую горбушу, дальневосточную сайру, калининградскую печень трески.

Между тем, ввоз в страну консервированной морепродукции жестко регулируется, соответствующие права предоставляются лишь избранным предприятиям. Оттого ассортимент небогат, а цены высоки. Особенно то и другое касается деликатесных видов продукции.

В 2011 году право на импорт рыбных консервов получили 15 субъектов хозяйствования. В прошлом году их было 14, но ввоз консервов был закреплен за единственным предприятием — ГП «Белрыба», которое выступало в роли монополиста в данном сегменте рынка. Теперь же каждое из 15 оптовых предприятий может завозить рыбные консервы, хотя и не всего ассортимента.

В ГП «Белрыба» считают, что особых проблем с наполнением этого рынка нет. «Если и возникают какие-то небольшие перебои, то это связано с необходимостью сертификации ввозимого товара. Покупатели это практически не ощущают, так как на оптовых базах есть запасы консервов, которые можно быстро доставить в магазины», — рассказывают специалисты предприятия. Вместе с тем они признают, что поставки, например, печени трески осуществляются небольшими партиями и, возможно, поэтому она присутствует не во всех магазинах. Ввоз сайры, горбуши в масле и собственном соку по-прежнему производится в достаточно больших объемах.

Однако проблемы с поставками отдельных консервов все-таки есть. В России в последнее время снизился улов и объем переработки некоторых видов рыбы, в результате консервы значительно подорожали и стали в Беларуси неконкурентоспособными. Сегодня оптовики неохотно закупают деликатесы из горбуши, сайры, сардин, трески.

Кроме того, по новым требованиям в рамках Таможенного союза оптовые компании РФ, поставляющие рыбные консервы в Беларусь, должны зарегистрироваться в специальном Едином реестре и уведомить об этом белорусскую сторону. Эти процедуры занимают немало времени. В январе — феврале шла в основном подготовительная работа к их выполнению. Более-менее ритмичные поставки консервов возобновятся лишь во втором — третьем кварталах текущего года. Пока же оптовые компании и розничные предприятия торговли продают ту продукцию, которая имеется в наличии. Поэтому ассортимент консервов несколько сузился.

В значительной степени на импорт влияют и условия расчетов, ведь поставщикам нужно оплатить товар в кратчайшие сроки, причем валютой. А где ее взять?..

В 2010 году организации торговли продали 51,4 млн. условных банок рыбных консервов, что на 0,6% больше, чем в 2009 году. За январь — февраль 2011-го рыбных консервов было продано на 15,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года (народ лихорадочно делает запасы!). Удельный вес отечественных рыбных консервов, включая пресервы, составил 76,7%. И в дальнейшем, подчеркивают в Минторге, ставка будет делаться на производство собственной рыбной консервации.

Среди предприятий, занимающихся этим направлением, следует назвать консервный цех РПТУП «Браславский пищевой комбинат». Ранее он входил в подчинение ГП «Белрыба», сейчас передан в коммунальную собственность Витебской области. В 2010 году этот цех произвел 3,6 тыс. т рыбных консервов повседневного спроса. В 2011 году должен вступить в строй аналогичный цех на ГП «Минскрыбпром», его мощность в 3,5 раза больше, чем в Браславе.

Рыбхозы Минсельхозпрода также делают ставку на собственную переработку рыбы (и пресноводной, и морской). В настоящее время этим занимаются четыре цеха. В феврале введены в строй два новых предприятия — в рыбхозах «Белое» и «Волма». В стадии строительства находятся еще три цеха. Пуск таких производств планируется во всех хозяйствах, выращивающих свыше 1 тыс. т прудовой рыбы в год. Упоминавшаяся выше госпрограмма развития рыбохозяйственной деятельности на 2011-2015 годы предусматривает выделение рыбхозам 15 млрд. BYR в качестве льготных кредитов.

В 2009 году в стране было переработано 500 т рыбы, в 2010-м — 900 т. Планируется, что в текущем году рост ускорится и итоговый показатель составит 2,5 тыс. т.

Если все эти планы удастся реализовать, то появятся предпосылки для некоторого сокращения ввоза рыбы и готовой консервированной рыбопродукции. Однако сокращение не может быть большим: у Беларуси, напомним, нет выходов к морю и собственного «урожая» морепродуктов. А у потребителей — об этом, увы, также надо напоминать — должно быть право на выбор.

Сергей ТРУФАНОВ