Приглушите звук наших телевизоров!
1 марта исполнилось 15 лет со дня убийства генерального директора нынешнего Первого телеканала России (тогда — «Общественного российского телевидения»)Владислава Листьева. Убийц не могут найти до сих пор, но основная версия уже много лет остается неизменной: смерть любимого телеведущего вызвана разборками вокруг «рекламных» денег.
Действительно, телереклама — это не только головная боль фанатов «ящика», но и огромные деньги. Сунешься в эту сферу — голову оторвут. И, тем не менее, наше государство попытается оградить рядового зрителя от обилия и агрессивности рекламных роликов.
— Объем телерекламы в прайм-тайм в Беларуси может быть сокращен с 18 до 16 минут в час, — заявила в марте заместитель министра торговли Беларуси Ирина НАРКЕВИЧ. — Данное изменение предполагается внести в проект нового закона о рекламе, разработка которого ведется в настоящее время. Кроме того, мы не можем оставаться равнодушными к многочисленным жалобам граждан на слишком громкий звук рекламы. Особенно это ощущается, когда передачу или фильм сменяет рекламный блок. Конечно, отрегулировать данный процесс с технической точки зрения очень сложно. Однако имеется предложение сделать звук рекламы ниже среднего звука передач.
Ирина Владимировна сообщила еще одну приятную для телезрителей новость. Дело в том, что до сих пор не был определен и промежуток времени между рекламными блоками. В результате получалось, что люди минут пять-шесть смотрели любимый сериал, а потом четыре минуты — приключения моющих средств в мобильном телефоне. И так до финальных титров. Разумеется, ошалевшая публика была раздражена. На сегодняшний день предлагается сделать разрыв между рекламными блоками не менее 12 минут. А анонсы передач и фильмов размещать не в самом рекламном блоке, а где-нибудь в менее «козырном» месте — скажем, между передачами или по ходу передачи, но бегущей строкой или в виде всплывающего окна.
Намерения хорошие. Только будут ли они воплощены в жизнь, а если будут, то когда именно? Помнится, несколько лет назад ограничительные меры против засилия рекламы на ТВ уже предпринимались, только что-то особых перемен публика не почувствовала. Это сейчас пока у нас кризис и рекламы стало меньше, а что будет, когда кризис закончится? Так вот, уважаемые читатели, сроки реализации имеющихся предложений вам нынче никто не назовет. Потому что, по словам Ирины Наркевич, рассмотрение законопроекта пока ведется в рамках рабочей группы и еще не поступило на согласование заинтересованным органам.
И к гадалке не ходи
Если война с назойливой телерекламой в целом только начинается, то в отношении роликов определенной тематики кое-какие соображения уже имеются. К примеру, реклама услуг экстрасенсов и гадалок прекратится с принятием в Беларуси закона об оказании психологической помощи.
— Продолжается подготовка законопроекта ко второму чтению, — заявил недавно председатель Постоянной комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Палаты представителей Олег ВЕЛИЧКО. — Оно должно состояться на весенней сессии. В законопроекте заложены строгие требования к специалистам, имеющим право оказывать психологическую помощь. Например, они должны иметь соответствующее образование, не иметь судимостей за преступления против человека. К работе в качестве психолога не допустят также людей, ранее уволенных за аморальный поступок. Проект закрепляет общие положения о порядке оказания психологической помощи, цели, виды и принципы ее оказания, определяет права и обязанности психологов и граждан, обращающихся к ним.
Напомним, что необходимость появления нового документа продиктовано несовершенством законодательства, в результате чего запрещенная было реклама «прорицателей & Co» чудесным образом превратилась в объявления типа «предлагаю помощь в трудных жизненных ситуациях». Что под этим подразумевается, и так ясно — и к гадалке не ходи. Думается, депутаты все же доведут данную работу до логического завершения.
Жильцы не дают жизни коммунальщикам
С вступлением в силу в начале 2009 года Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» ответственность поставщиков и потребителей услуг ЖКХ поднялась на новый уровень. С одной стороны, закон стимулирует повышение качества, объемов предоставляемых услуг, соблюдение сроков исполнения со стороны системы ЖКХ. С другой — обязывает потребителей бережно относиться к жилищному фонду, экономно и рачительно использовать предоставляемые услуги. Одним из важных положений закона является обеспечение широкого информирования населения о правах и обязанностях исполнителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг. К примеру, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны ежегодно не позднее второго квартала публиковать в СМИ сведения о сумме средств, поступивших от потребителя на капремонт жилых домов, об их фактическом использовании. Законом стимулируется и развитие конкуренции в области услуг ЖКХ.
Правда, не все, что записано на бумаге, легко реализовать в жизни.
— В 2009 году в Минске на конкурсы было выставлено 60 лотов, включающих 3104 совместных домовладения, в том числе 47 лотов полностью включали жилищный фонд 61 ЖЭСа, — говорит первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Геннадий ЛЯПУНОВ. — Заявки поступили от различных организаций. А победителями стали предприятия ЖЭСов, которые предложили стоимость обслуживания одного квадратного метра в размере 450-470 рублей против 600 у конкурентов.
Что касается потребительских жалоб, то количество обращений граждан в организации ЖКХ Беларуси в 2009 году увеличилось на 3%.
— 20% обращений касается оплаты коммунальных услуг, — говорит начальник управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Эдмунд ГРИШКЕВИЧ. — Но на первом месте — вопросы эксплуатации и ремонта жилищного фонда: 53%.
Впрочем, по словам представителя Минжилкомхоза, именно новый закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг привел к тому, что количество повторных обращений граждан сократилось на 13%. Не стоит также забывать, что прошедшая зима выдалась снежной и морозной. Такие в Беларуси наблюдались в 2005-м и 2006-м. Так вот, если сравнивать с 2006 годом, то количество жалоб по отоплению снизилось на 60%.
Что касается планов на 2010 год, то коммунальщики намерены не только бороться за качество выполняемой работы, но и «закручивать гайки» в отношении неплательщиков. К примеру, последняя минская «фишка» — в столице создана база учета неплательщиков за коммунальные услуги по месту их работы. По словам генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Владимира РЕЕНТОВИЧА, около 80% злостных должников работает в госучреждениях. Списки с фамилиями и адресами решено рассылать по предприятиям и организациям.
Кроме того, в системе ЖКХ ищут незадействованные резервы экономии. К примеру, к 2015 году столица должна выйти на европейские показатели расхода тепловой энергии. Правда, о том, какие к тому времени будут расценки для населения, пока никто не заикается.
Александр НЕСТЕРОВ
На систему ЖКХ жалуется каждый десятый
ОО «Белорусское общество защиты потребителей» констатирует, что 10% от общего числа заявленных претензий и исковых заявлений в суд приходится на жилищно-коммунальные услуги. По крайней мере, это явствует из анализа практики обращений потребителей во второй половине 2008 года. Надо полагать, с тех пор показатели изменились не очень сильно.
Самыми распространенными проблемами стали:
- залитие квартир (из-за брака, допущенного при строительстве дома, дождевой водой после некачественных ремонтов крыш, затекание потолка из-за недостатков в ливневой канализации, затекание стены со стороны балкона из-за прохудившейся крыши);
- порыв шланга гибкой подводки;
- ненадлежащее исполнение обязанностей персоналом жилищно-коммунальных служб;
- причинение ущерба вследствие выполнения капитального ремонта.