Хлеб: без импортной составляющей не обойдется
Несмотря на то, что урожай зерна в нынешнем году в Беларуси выше, чем в 2010-м, хлебобулочные изделия в нашей стране будут печь в том числе и с использованием импортной пшеницы. За покупку которой, как вы понимаете, придется отдать дефицитную нынче и весьма недешевую валюту.
— В нынешнем году, возможно, будет закуплено около 6-10 тысяч тонн зерна, — говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Василий ПАВЛОВСКИЙ. — Это в основном пшеница более сильных сортов для хлебопечения. Для сравнения: в прошлом году было приобретено 6000 тонн такой пшеницы.
По словам Василия Константиновича, не обойдутся без импортного сырья и предприятия животноводства и птицеводства. Если потребуются закупки для комбикормовой промышленности, то и они будут осуществлены. Правда, как показывает анализ, полученный урожай зерна предполагает 100%-ное обеспечение кормами собственного производства. В то же время ряд птицефабрик, для которых необходимы дополнительные закупки пшеницы и других компонентов для производства комбикормов, приобретают необходимое сырье.
Гречка: ценники переписывать не будут?
Похоже, свистопляска с ценой на гречку закончилась. Урожай этой культуры обещает быть достойным, и закупка крупы из-за рубежа не понадобятся. Если в прошлом году урожайность гречки была 10 центнеров с гектара, то нынче — 17. Почувствуйте разницу!
— Планируем получить гречихи около 40 000 тонн, обычно выход крупы — 60%, — радует любителей каш Василий Павловский. — 25 000 тонн крупы мы в текущем году получим, так что будем обеспечены своей. Рассматриваем возможность в ближайшее время поднять закупочные цены на гречиху для сельхозпроизводителей. Министерство будет регулировать закупочную цену, но розницу трогать не будем.
Мясо: дорожает и будет дорожать
После того, как с 27 августа цены на мясные полуфабрикаты на рынках и ярмарках «освободились», производителям и организациям потребкооперации стало более выгодно их продавать. Ранее цены на мясные полуфабрикаты формировались исходя из максимальных отпускных цен. Василий Павловский рассказал о том, к чему это приводило:
— Сегодня мы практически не вылезаем с рынков, регулируем, чтобы у частника и у госпродавца цены были примерно одинаковые. К примеру, были на минской Комаровке. Там у госпредприятия цена на мясо в два раза ниже, чем у частника. Получается, что торговцы снимают свои халаты, берут у производителя мясо и через два лотка торгуют им же, но с огромной прибылью.
Стоит напомнить, что с 24 августа в Беларуси на 10% поднялись и максимальные отпускные цены на потушную свинину (в тушах и полутушах). Предельная цена на свинину первой и второй категорий составила 13 225 рублей за 1 кг, на свинину третьей категории — 12 348 рублей за 1 кг. Соответственно увеличились и розничные цены. Но, как вы, наверное, догадываетесь, это далеко не последнее повышение. (Пока материал готовился к печати, стало известно, что с 31 августа предельные отпускные цены на свинину и говядину были повышены еще на 10%. Как сообщает пресс-служба Минэкономики РБ, это сделано «в целях компенсации удорожания стоимости мясного сырья, устранения диспаритета между ценами внешнего и внутреннего рынка и насыщения рынка республики мясом в необходимых объемах».)
— Цены будут расти и дальше, — говорит Василий Константинович. — Буквально на днях на 3% поднялись цены на бензин, он и дальше будет дорожать — таковы тенденции мирового рынка. А топливо тянет за собой и электроэнергию, и запчасти, и все остальное, что входит в себестоимость продукции.
В одни руки много не выдавать!
Разговоры о том, что белорусские цены на продовольствие рано или поздно сравняются с российскими, ведутся уже не первый месяц. Людей пугают российскими «перекупами», сметающими дешевые продукты с наших прилавков. Противопоставить этому, убеждают «знатоки», можно только «конкурентные» цены.
Бальзамом на душу в хоре негатива звучат слова заместителя главы Минсельхозпрода Василия Павловского:
— Сегодня дисбаланс в ценах ощутим. Но мы не догоним российский рынок по ценам, к этому стремиться не надо. Сравните зарплаты у нас и у соседей: россияне в среднем получают около 1000 долларов в эквиваленте, мы — около 200. Цена продуктов там, где зарплата 1000 долларов и где зарплата 100-200-300 долларов, должна разниться.
Что же делать? Границы мы закрыть не можем: у нас с Россией и Казахстаном единое таможенное пространство. Остается одно: смотреть в оба и не позволять оптовикам массово затариваться в белорусских магазинах.
— Выбор мясомолочной продукции в белорусских магазинах оскудел, — признается Василий Павловский. — Для того, чтобы наладить ситуацию, принимаются соответствующие меры. К примеру, работаем с торговлей, чтобы большие партии товара не отпускали в одни руки.
Колбаса: желающих купить все меньше
Василий Павловский отмечает: со стороны отечественных потребителей снизился спрос на мясную продукцию, в частности на колбасы.
— В магазинах говорят: мы боимся много завозить, так как колбаса имеет определенный срок реализации. Но в целом запросы торговли по мясным и молочным продуктам мы обеспечиваем.
Еще одно обещание. И думается, вполне выполнимое. Но справедливости ради надо сказать, что выполнимо оно отчасти потому, что нашим зарплатам не угнаться за ценами. Вот вам продолжение статистических выкладок, предложенных в начале этого материала. С 1 по 23 августа полукопченая колбаса подорожала на 15,4%, колбаса вареная первого сорта — на 12%. Что дальше?
Напоследок — анекдот-тост про обещания.
Шел Иван по лесу, вдруг видит — Волк. Прицелился Иван, а Волк и говорит:
— Не стреляй, Иван, я тебе еще пригожусь!
Сжалился Иван, отпустил Волка, а потом победил Змея, освободил Василису Прекрасную; жили они долго и счастливо и умерли в один день от удивления, когда пришел к ним Волк и сказал:
— Я готов пригодиться, чего прикажете?
Так выпьем за то, чтобы наши деловые партнеры не тянули с выполнением обещаний!
Александр НЕСТЕРОВ