Купить бы рад — расплачиваться тошно

mintorgАвтор: Александр Нестеров

Продавать хочется больше. Но кому и за какие деньги?

Торговля предлагала вам «Купляйце беларускае!»? Предлагала. Цены снижала? Снижала. Распродажами заманивала? А как же! Так почему вы не скупали все, что лежало на прилавках? Эх, подвели такую хорошую отрасль белорусского хозяйства!..

— Объем розничного товарооборота в Беларуси в 2009 году по сравнению с 2008-м увеличился на 3%, — говорит заместитель министра торговли РБ Ирина НАРКЕВИЧ. — Это меньше, чем было запланировано. Что сдерживало рост товарооборота? Основных причин три: уменьшение производства товаров, сокращение импорта и, конечно же, замедление роста заработной платы граждан. Тем не менее, планируется, что в 2010 году темп роста розничного товарооборота составит 114-115% к уровню минувшего года.

На вполне закономерный вопрос о том, каким образом будет обеспечиваться рост товарооборота, если зарплата белорусов расти явно не собирается, Ирина Владимировна предположила, что это произойдет за счет «совершенствования стимулирующих мероприятий» — удобной выкладки, различных акций и т.п. (Кстати, благодаря рекламным акциям, дегустациям и прочим «завлекательно-продажным» мероприятиям, по словам организаторов, на 30-40% увеличивается товарооборот.) А также — за счет расширения системы расчета за покупки с помощью пластиковых карточек. «Не секрет ведь, что владелец пластиковой карточки не всегда может контролировать количество и сумму своих покупок», — улыбается Ирина Наркевич.

Не было бы счастья, да Новый год помог?

В Минторге не скрывают, что достичь положительных годовых показателей по отрасли существенно помог предновогодний ажиотаж.

— Помимо традиционного декабрьского увеличения спроса постарались производители, — говорит Ирина Наркевич. — Активнее всего снижали отпускные цены часовой завод «Луч», а также «Горизонт», «Витязь» и «Серж». Кроме того, только елочных игрушек, украшений, карнавальных костюмов, елей и товаров с новогодней тематикой было продано на 18,8 миллиарда рублей. И елочных базаров в стране работало на 106 больше, и шампанское люди покупали как сумасшедшие — на 7,3% больше, чем год назад, да и мораторий на закрытие магазинов и объектов общепита в пред— и посленовогодний период сделал свое дело. Что касается цен, то никакого их «взрыва» мы не увидели, несмотря на произошедшую либерализацию цен в конце года. Предприятия торговли были очень корректны.

— В республике увеличивается объем реализации продовольственных товаров, — замечает начальник управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Минторга РБ Любовь ЯЗЕПЧИК. — Практически по всем группам (а статистика отслеживает 44 позиции) отмечается рост физических объемов продаж. Снижение произошло только по плодовым и виноградным видам, а также по сыру.

Что касается потребления импортной продукции, то Любовь Федоровна считает, что она будет присутствовать на рынке и впредь:

— Ведь география нашей страны не позволяет производить такие товары, как чай, кофе, виноградное вино, морская рыба или растительное масло. Данная продукция будет ввозиться и в дальнейшем, никаких запретов не будет.

Об остальных товарах Любовь Язепчик умолчала. Может, чтобы не сглазить…

Что принесет Год качества?

2010-й в Беларуси, как известно, объявлен Годом качества. Для потребителей слово «качество» имеет вполне определенный смысл. Министерство торговли солидарно с населением и со своей стороны предлагает ряд мер, направленных на более полную защиту прав потребителей. Кое-что в этом плане было сделано и в минувшем году.

— Во-первых, 14 января прошлого года было принято положение, в котором оговорено, кто имеет право определять степень качества тех или иных товаров, — говорит Ирина Наркевич. — Имеется список конкретных организаций, который, кстати, находится в свободном доступе на сайте Министерства торговли Беларуси.

Во-вторых, с 22 декабря вступил в силу документ, которым внесены изменения в правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров общественного питания. Теперь продавцы обязаны указывать на ценнике товаров страну их происхождения и размещать информацию о потребительских свойствах развесных товаров в доступных для ознакомления местах. К примеру, в файлах, размещенных на прилавке. Очень важно, что это правило касается не только магазинов, но и мелкорозничной торговли, рынков.

В-третьих, в минувшем году были также введены ограничения в отношении проведения рекламных игр и викторин с использованием электросвязи, о запрещении стимулирующих мероприятий в отношении пива, алкогольной продукции, табачных изделий.

В-четвертых, Минторг ведет реестр недобросовестных поставщиков и производителей продовольственной группы товаров с содержанием генномодифицированных компонентов. (Более подробно об этом мы писали в номере «Гастронома» от 14 января т.г. в материале «О чем молчит рыба».А.Н.) Информация об этом также содержится на сайте Минторга. В перспективе мы, кстати, планируем расширить реестр. Можно включить в него, к примеру, поставщиков импортной продовольственной продукции.

Что еще? По словам Ирины Наркевич, Министерство торговли инициировало внесение поправок в стандарты, касающиеся информации для потребителя на пищевых продуктах. В частности, предлагается ввести четкое понятие «имитирующего продукта». В качестве примера заместитель министра привела «крабовые палочки», где крабовым

мясом только пахнет. (Об этом мы тоже подробно писали во втором январском номере.А.Н.)

Чего ожидать в ближайшие месяцы?

Что касается планов Министерства торговли РБ на 2010 год, то их тоже много. Ирина Наркевич высказала пожелание, чтобы на белорусском телевидении было больше передач, посвященных сравнительному тестированию товаров, куда можно было бы привлечь специалистов соответствующего профиля. Минторг также намерен внести изменения в «звуковой порог вхождения рекламы» на телевидении. Жалоб от зрителей на слишком громкую рекламу по-прежнему много, и проблему нужно решать. Кроме того, в сотрудничестве с Госстандартом планируется провести работу по улучшению системы сервисного обслуживания технически сложной техники, в первую очередь автомобилей.