Чтобы обслуживающий персонал летал мелкой пташкой, богатые английские джентльмены еще 300 лет назад совали ему мелочь с запиской «To insure рromptness» («чтобы обеспечить проворство»). Потом стали сокращать привычную надпись до четырех букв «t.i.p`s». Отсюда практически международное слово «tips» и пошло. Примерно тогда же в Англию пришла мода на чай и стали открываться специальные чайные садики tea gardens — летние кафе на открытом воздухе с музыкой и танцами. Кто в них желал получить горячего чая поскорей, бросал монетку в специальный ящичек, помеченный уже ставшими привычными четырьмя буквами «t.i.p`s». Не оттуда ли термин «чаевые»?
Местный колорит
У разных народов отношение к чаевым различается. В Японии, где любой труд, в том числе и официанта, воспринимается как высокая честь и исполнение священного долга, дать чаевые — это цинично похвастаться своим богатством да еще и проявить недостойное мужчины жеманство. В коммунистических Корее и Китае чаевые — пережиток проклятого капиталистического прошлого и тяжкое преступление, как совсем еще недавно и у нас. Впрочем, нынешний Китай стремится к рынку, причем так активно, что порой бежит впереди паровоза — там возникает традиция давать чаевые, едва сев за стол. Восточный бакшиш, пожалуй, меньше западных чаевых, но более шумный и непредсказуемый. Его можно открыто просить, о его величине можно торговаться и даже закатить клиенту скандальчик — авось предпочтет откупиться. А в тех странах, где больше доверяют писаным законам, уже давно существуют негласные договоренности, обычно увязывающие размер ожидаемых чаевых с суммой счета, чаще всего как фиксированный процент, различный в разных странах.
Чаевые включены
Иногда говорят: «И зачем эти чаевые? Появилась традиция давать официанту 10-15 процентов сверх счета, так и включите это в счет». Некоторые так и поступают. Если увидите в английском счете строчку «tip» или во французском «servise compris», то это они и есть — обязательные чаевые. Кстати, принято все равно добавить к счету пару мелких монеток. Это уже наводит на мысль, что работают такие чаевые хуже. Зато их платить обязательно. А вот давать или не давать чаевые сверх суммы, указанной в счете, — уже ваша личная клиентская воля, она зависит от того, насколько хорошо официант выполнил свою работу. Рестораны и кафе высокого уровня обязательных чаевых обычно избегают — это удел нервных середнячков. Неким компромиссом является манера некоторых ресторанов Англии сразу увеличивать счет на 12,5%, непременно указывая клиенту, что это optional, то есть можно их и не платить, если клиент недоволен.
О чем молчат чаевые?
Как отметить то, что Канарейкин обслуживает быстро, аккуратно и с улыбочкой, а официант того же кафе Крокодилов вечно копается и разговаривает с клиентом так, как будто тот наступил на хвост его любимой кошке? Лучше чаевых средства и не найдешь.
А что, если совсем не понравилось? Не давать чаевые? В основном да, но с нюансами. Если просто ничего не дать, официант, скорее всего, подумает, что вы просто забыли его поощрить. Чтобы показать ему, что вы все помните, но очень недовольны, оставьте самую мелкую монетку, которую найдете. Тем самым вы ему заявляете, что ничего не забыли, но его труды большего не стоят. В США в таких случаях оставляют монетку в 1 цент. С другой стороны, это как бы клятва, что в этом ресторане ноги вашей не будет. В цивилизованной Америке официанты — народ гордый и самолюбивый, поэтому возвращаться в этот ресторан не советую. Если все-таки вернетесь и вас узнают, вам гарантировано как минимум обслуживание уровня ниже плинтуса.
Если погрешность в обслуживании незначительная, но реальная, можете просто немного уменьшить сумму чаевых — официант поймет. Но и по пустякам не придирайтесь, если вам, разумеется, не все равно, что о вас подумают. Помните, что отказ дать чаевые толкуется не просто как недовольство, а как возмущение или негодование. Если нет таких сильных эмоций, подумайте, стоит ли вызывать их у другой стороны. В общем, ориентируйтесь на фразу, напечатанную теперь на многих ресторанных счетах: «Вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остается на ваше усмотрение».
Чаевые больше зарплаты
В США чаевые учитываются при оплате труда официантов, причем весьма существенно. Строгие законы, устанавливающие минимально разрешенную заработную плату, для американских официантов недействительны — им можно платить меньше минимума, потому что все знают, что зарплата — не единственный их доход. Два века назад в Российской империи вообще и в Украине в частности официантам совсем ничего не платили с той же мотивировкой, что и чиновникам при Екатерине I: «понеже и так доход имеют». Поговаривают даже, что есть рестораны, в которых официанты не только не получают зарплаты, но и сами платят хозяину фиксированную сумму за право находиться «у кормушки». Подтверждений этим слухам у меня нет, но само их появление о чем-то говорит. Неофициальная информация свидетельствует о том, что зарплату официантам обычно платят, но чаевые — существенно большая часть их дохода.
Разговоры о том, что у нас пора «обелить» эти доходы, идут. Идеи одна другой сногсшибательней, вплоть до оформления каждого официанта как частного предпринимателя, отчитывающегося за доход, полученный в виде чаевых. Порассуждают-порассуждают и сойдутся на том, что проще оставить все как есть. Боюсь, что это действительно так — вспомните, сильно ли помогали категорические запреты на чаевые в советское время. Польза от них была только различным проверяющим, которые давали официантам мелочь на чай, а когда те брали, начинали грозить неприятностями до тех пор, пока у них как минимум не отказывались брать деньги за съеденное и выпитое. Но с этим различные проверяющие прекрасно справляются и сейчас без всяких нелепых запретов на чаевые. А сервис — с этим трудно не согласиться — в наше время гораздо лучше, и, скорее всего, чаевые тоже этому поспособствовали.
Что влияет на размер чаевых?
Американские специалисты установили, что прямой зависимости между доходом клиента и размером чаевых нет. Больше всего дают люди со средними доходами, опора общества, ценящая и поддерживающая стабильность. Богатые люди часто значительно расчетливей. Может быть, потому они и богаты?
В солнечные дни дают больше чаевых, чем в пасмурные. Больше платят физически привлекательным официантам, причем независимо от пола и возраста — они на величину чаевых практически не влияют. Официант, повторяющий за клиентом его заказ, не только страхуется от ошибки, но и увеличивает сумму своих чаевых, как и официант, чаще подходящий к столику клиента. Связь чаевых с комплексом вины несомненна — католики, идущие на исповедь, оставляют существенно большие чаевые, чем уже исповедавшиеся.
Причин давать чаевые много. От чисто эгоистических — повысить собственную самооценку — до вполне разумных и общественно полезных, например, увеличить мотивацию официанта к хорошей работе или порадовать человека, который только что хорошо вас обслужил.
Борис БУРДА