Кто не любит наши блюда, пусть идет худеть отсюда!

cafeЭкономия против расточительности

Считается, что чем меньше народ тратит на питание, тем больше он может потратить на приобретение непродовольственных товаров и услуг, тем, соответственно, выше уровень жизни в стране. Пока, увы, жители Беларуси по данному показателю уступают многим странам. Судите сами: по итогам первого квартала 2011 года белорусы тратили на питание 39,2% семейного дохода. А питались вне дома — в ресторанах, кафе, столовых и т.п. — и вовсе редко. Расходы белорусов на питание вне дома, по данным Белстата, в 2010 году составляли всего 2,2% от семейного дохода. Для сравнения: в России аналогичный показатель составлял около 3,2%.

Что удивительно: в последние месяцы, когда ценники в магазинах переписывались чуть ли не каждый день, питание в заведениях общепита дорожало не так быстро, как многие боялись. Впрочем, причина этого очевидна: нервную систему клиентов надо беречь. Однако вот что интересно: в январе — мае нынешнего года стоимость обеда в столовых увеличилась больше, чем в ресторане.

— Если цена на обед в столовой выросла в мае по сравнению с декабрем 2010 года на 37,5%, то на обед в ресторане — на 26,6%, — говорит Ирина Кангро. — Обед в столовой из четырех блюд на одного человека в мае стоил в среднем 6130 рублей, в ресторане — 18 458 рублей.

Впрочем, обольщаться не стоит: если обеды в дорогих заведениях состоят, как правило, из «бюджетных» блюд, то желающим поужинать в недешевом ресторане или кафе придется раскошелиться куда больше.

Столовых становится меньше, баров — больше

Еще одна особенность последнего времени: количество столовых в нашей стране сокращается. Как, впрочем, и число ресторанов. Основная масса вновь открывающихся заведений — кафе, бары, закусочные, кафетерии.

— Количество белорусских ресторанов в конце 2010 года по сравнению с 2009-м сократилось с 452 до 437, — говорит заместитель председателя Белстата Ирина Кангро. — Количество столовых — с 5060 до 5009. В то же время численность ресторанов быстрого обслуживания возросла с 24 до 30, баров — с 1108 до 1168.

Что касается посадочных мест в заведениях общепита, то их количество из года в год увеличивается. Если в 2000 году рестораны, кафе, столовые, бары и т.п. могли одновременно принять 634 100 человек, в 2005-м — 689 900, в 2009-м — 724 000, то в 2010-м — уже 741 000! Ешь — не хочу! Правда, уровень обеспеченности граждан услугами общественного питания в Беларуси пока ниже, чем в других европейских странах.

— По состоянию на 1 января 2011 года на тысячу населения в Беларуси приходилось 27,7 места в заведениях общественного питания, в Минске — 31,7 места, в то время как в европейских городах этот показатель составляет 35 и более мест, — говорит Ирина Кангро. — Менее других обеспечены местами в объектах общепита жители Гомельской области, где на тысячу населения приходится 24,9 места.

В нашей стране, как известно, принят социальный стандарт по обеспеченности населения услугами общественного питания. Он составляет 17 мест на тысячу жителей и в настоящее время выполняется повсеместно. Более того, по сравнению с 2005 годом обеспеченность белорусов местами в объектах общепита увеличилась на 8,6 места на тысячу жителей. За последние пять лет сеть объектов общественного питания расширилась на 11%, а число посадочных мест увеличилось на 6,4%. Однако это не значит, что, к примеру, в столице вы сможете в пятницу или субботу без проблем найти свободные места в недорогом, но приличном заведении. Так что социальный стандарт — это минимум. Чем больше посадочных мест в заведениях общепита, тем лучше.

Частники накормят всех?

Сколько бы ни жаловались посетители общепитовских заведений на дороговизну обслуживания, а разнообразие блюд и прочие приятные «заманухи» делают честь хозяевам кафе, ресторанов и т.п. И ведь что характерно: большинство объектов имеет частную форму собственности. Оно и понятно: содержать ресторан, как правило, выгоднее, чем столовую — клиенты здесь более состоятельные. В итоге мы имеем следующее соотношение: 63,1% объектов общественного питания имеют частную форму собственности, 36% — государственную, 28% — коммунальную, 12,1% — смешанную без участия иностранного капитала и т.д. А вот иностранных предприятий общепита в Беларуси всего 0,9%.

Чарка и шкварка — это для нас!

Чаще всего клиенты заведений общественного питания заказывают мясо и птицу — доля этих продуктов в структуре товарооборота в 2010 году составила 12%. На втором месте (5,1%) — водка и ликеро-водочные изделия, на третьем (3,8%) — колбасные изделия и копчености. Как видим, повальное увлечение вегетарианством белорусам пока не грозит.

Среди объектов предпочтений клиентуры заведений, согласно данным Белстата, значатся также пиво (3,2%), безалкогольные напитки (3,2%), молоко и молочная продукция (2,9%), овощи (2,1%), а также рыба и морепродукты (2%). Меньше всего в товарной структуре товарооборота объектов общепита занимают консервы, коньяк, макаронные изделия, крупы и бобовые, игристые вина и шампанское, яйца и некоторые другие продукты.

Как видим, в столовые, кафе, рестораны, бары и другие подобные заведения публика приходит в том числе и для того, чтобы основательно подкрепиться. В то время как для жителей многих других европейских стран подобные визиты являются делом обыденным. Судя по экономической ситуации в стране, посещение общепитовских объектов и в ближайшей перспективе останется для белорусов чем-то наподобие праздника. Что не может не огорчать. Даже аппетит почему-то пропадает...

Александр НЕСТЕРОВ

!В период с 2006 по 2010 год рост цен на услуги общественного питания ежегодно составлял 9%

Нам есть к чему стремиться: самый дорогой ресторан мира

Самый дорогой ресторан в мире — стейкхаус Aragawa — находится в Токио. Это небольшое по размерам заведение не славится наличием собственного веб-сайта или грандиозного декора. Между тем минимальная сумма заказа здесь составляет 370 долларов с человека. Фишка заведения в том, что именно здесь подают особую говядину — мясо, полученное по древнейшей технологии кобе из японских коров вагиу. Стоит это удовольствие более 100 зеленых за 200-граммовый кусочек. Говядина доставляется в ресторан Aragawa с единственной фермы и подается только с перцем и горчицей, поскольку применение остальных приправ считается богохульством.

Впрочем, не только говядина, но и обычная (вернее, необычная) шаурма может стоить сумасшедшие деньги. В Британии, к примеру, в одном из заведений продают «золотую» шаурму за 1225 долларов. Блюдо, получившее громкое название «Король кебабов», состоит из лепешки с шафраном, в которую завернуто мясо молочного ягненка, выращенного на Пиренеях, помидоров «Бычье сердце», двух видов салата и сыра фета. Кроме того в рецептуру вошли соус чили, изготовленный из самого дорогого в мире перца чили, высококачественное оливковое масло и огуречный йогурт. Подается «Король кебабов» с гарниром из съедобных золотых листьев и с шампанским Krug.