Увеличение экспорта белорусских продуктов питания и вхождение в торговые сети Российской Федерации

По данным Национального статистического комитета Беларусь в январе-ноябре 2011 года увеличила экспорт продовольственных товаров по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 18,2% до $3449,8 млн. Увеличение стоимостного объема экспорта продовольственных товаров обусловлено прежде всего ростом средних цен.

Средние цены на экспортированные продовольственные товары возросли на 14,5%. Товарная масса экспортных поставок изменилась незначительно - увеличилась на 3,2%.
Основными позициями белорусского экспорта продовольствия оставались молочные и мясные продукты. Увеличение экспорта продовольствия произошло в результате роста стоимостных объемов:

  • свинины (на $78,3 млн.),
  • мяса домашней птицы (на $70,1 млн.),
  • сыров и творога (на $41 млн.),
  • молочной сыворотки (на $34,3 млн.),
  • замороженных ягод (на $33,2 млн.),
  • молока и сливок несгущенных (на $31,1 млн.),
  • говядины (на $30,4 млн.).

Экспорт молока и молочных продуктов в натуральном выражении в январе-ноябре 2011 года составил 590,2 тыс.т (105,6% к уровню января-ноября 2010 года), мяса и мясопродуктов - 209,3 тыс.т (112,7%). Доля продовольственных товаров в общем объеме экспорта Беларуси в январе-ноябре 2011 года составила 9,4% против 13,1% в январе-ноябре 2010-го.

Несмотря на то, что наши продукты питания отличаются приемлемым качеством и ценой, большинство продуктов питания поставляются как сырьевые ресурсы – это касается сыров, мяса, сухого молока и т.д. Производители не утруждают себя разработкой и развитием брендов, ассортиментных матриц, работой с российскими сетями. Поставки в основном идут через оптовиков, поставляется «обезличенный» товар, неизвестно, через какие именно сети он реализуется. Теряется упущенная выгода и контроль над рынком. Многие средние и малые производители, имеющие достаточно неплохой товар, не имеют возможности широко экспортировать свою продукцию. Исключением являются наши крупные производители, такие как:

  • СП ООО «Санта Бремор»,
  • ОАО «Савушкин продукт»,
  • ОАО «Бабушкина крынка».

На сегодняшний день в областях сформированы собственные товаропроводящие структуры – в Российской Федерации мясо-молочные предприятия Гродненской области представляет ТД «Гродненский», Минской области – ООО «Минскоблпродукт». Но их работа сводится только к распределению товара по оптовым организациям с функциями возврата НДС. Белорусские продукты питания «достойны большего», и их имидж необходимо повышать, развивая при этом вопросы логистики, бренда, работы с региональными сетями. В одиночку это сделать сложно: недостаточно финансовых ресурсов, грамотных специалистов.  
Здесь просматриваются новые способы кооперации белорусских производителей продуктов питания. На международной арене таких примеров множество: новозеландский кооператив «Фантера», объединивший сотни молочных фермеров, брендирование картофеля американского штата Айдахо и норвежской рыбы для производителей морепродуктов. Так происходит с винами из ЮАР и провинции Виктория в Австралии и в Италии с одеждой, пастой, винами, сырами.
В Беларуси делаются только первые попытки таких коопераций. Например, предприятие СООО «Квинфуд» пытается объединить свои логистические потоки с ОАО «Рогачевский МКК».
Это сложный путь, препятствием в котором выступает слабое знание конкурентных рынков, недостаточное владение стандартами работы на них, ментальность руководителей, чрезмерное государственное вмешательство в деятельность предприятий. Тем не менее, эту работу надо начинать и менять ситуацию.
В этой связи Центр стратегического развития выходит с инициативой организации проекта «Белорусские продукты питания», с помощью которого заинтересованные производители могут объединиться для достижения больших результатов: вхождения в российские региональные сети, оптимизации логистики, брендирования группы товаров и т.д.

Началом этого проекта станет форум-встреча «Увеличение экспорта белорусских  продуктов питания и вхождение в торговые сети Российской Федерации», который состоится 2 февраля 2012г. и на котором предприятия обсудят возможные пути развития этого проекта. Также на форуме будут подняты такие вопросы как создание сетевых торговых марок (Савицкий Валерий, ООО «Евроторг»), существующие  возможности дистрибуции продуктов питания в РФ (Владимир Лойко, «Центр управления продаж «Белорусские товары» (г. Москва), опыт работы белорусских производителей с российскими сетями (Якусик Андрей, СООО «Квинфуд»). Планируется выступление представителя российской розничной сети, который расскажет о существующих требованиях розничных сетей к поставщикам и производителям продукции.
Для участия необходимо заполнить заявку (на сайте www.center-ms.com) и выслать ее по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., либо по факсу +375 17 321-22-44
Телефоны для справок: +375 17 321-20-40, +375 29 638-29-61
Руководитель проекта: Лобах Ольга.
Информационными партнерами форума выступят ПРОДУКТ.by, газета «Продовольственный рынок», Naviny.by, Marketing.by, Open.by.