Пицца от генерального секретаря

GorbachevПосле распада СССР Михаил Горбачев сделал неплохую карьеру в рекламном бизнесе

19 августа исполнилось 20 лет с начала августовского путча, ускорившего распад СССР. Одним из героев тех событий стал президент СССР Михаил Горбачев, он же Генеральный секретарь КПСС, которого члены ГКЧП изолировали на даче в Форосе. После ухода с поста главы советского государства Михаил Сергеевич запомнился народу своим участием в рекламных роликах на ТВ.

 

Первый «блин» — пицца!

Горбачев снялся в рекламе сети пиццерий Pizza Hut в 1997 году. Появление лидера некогда грозной державы в телевизионном ролике общественность восприняла неоднозначно. С одной стороны, Горби своей перестройкой дал людям свободу и каждый смог заняться тем, чем хотел. С другой, участие в рекламе пиццы еще прочнее закрепило за Михаилом Сергеевичем имидж неудачника. «Развалил страну, а теперь продался за кусок теста с начинкой», — злорадствовали пожилые люди.

Не поддержала последнего советского лидера и некогда превозносившая Горбачева западная пресса. «После гласности и перестройки Горбачев собирается предложить миру пиццу», — сообщала австралийская Herald Sun. — «В рекламе Pizza Hut Горбачев сыграл роль ветчины», — нагнетала страсти The Guardian. «Политика — неблагодарная игра. Когда-то ты менял историю, заканчивал «холодную войну», сносил Берлинскую стену и спал с ядерным чемоданчиком под подушкой, а сегодня снимаешься в рекламе ресторанов фастфуда, как какая-нибудь Памела Андерсон», — не без ехидства сочувствовала Independent.

Горбачев не обращал на это внимания и не показывал, что эти слова его задевают. У него был «Горбачев-фонд» — международная неправительственная некоммерческая организация, основанная в декабре 1991 года и работающая под девизом «К новой цивилизации». Новое детище нужно было содержать.

Говорят, за съемку в 30-секундном ролике Михаил Горбачев получил 160 000 долларов. Эти деньги и пошли на нужды фонда, названного его именем. Кстати, 160 штук баксов — на то время рекордный гонорар для героев 30-секундных роликов Pizza Hut. Предыдущий рекорд принадлежал Памеле Андерсон с суммой 150 тысяч.

Статус вместе с опытом

Через три года повезло Национальным железным дорогам Австрии (OBB). Горбачев снялся в рекламе, где он мчится в автомобиле вдоль рельсов. «Результат перестройки! — восклицает он. — Ну, что... Это уже не только перестройка, но и гласность».

А в 2007 году Михаил Сергеевич стал лицом рекламной кампании французского производителя сумок и чемоданов-»люкс» Louis Vuitton. На снимке он на заднем сиденье лимузина с дорожной сумкой «Вуитон». New York Times не преминула сострить, указав на то, что Горбачев держится за дверь, а не за сумку, «словно в ней находится полоний 210».

Имя — деньги

В начале 2000-х Горбачев зарегистрировал авторские права на собственное имя, пытаясь остановить злоупотребление им в коммерческих целях. Отныне «Горбачев» и «Горби» стали торговой маркой. Михаил Сергеевич пошел на это после того, как производитель водки использовал на этикетках его портрет с намеком на антиалкогольную кампанию 1980-х годов. В будущем, сообщало агентство «Франс-пресс», имя экс-президента СССР «можно использовать лишь на солидных товарах, а в случае злоупотреблений будет подан иск в суд». ***

2 марта 2011 года Михаил Сергеевич отметил 80-летний юбилей. Первый и последний президент Советского Союза запомнился нам многими деяниями, так или иначе связанными с едой. Антиалкогольная кампания в СССР, начатая с согласия Горбачева 17 мая 1985 года, наряду с положительными результатами привела к повышению на 45% цен на алкогольные напитки, сокращению производства алкоголя, вырубанию виноградников, исчезновению сахара в магазинах из-за самогоноварения, и ввода карточек на сахар. На «горбачевский» период также приходится исчезновение продуктов из магазинов, скрытая инфляция, введение карточной системы на многие виды продовольствия в 1989 году. Для периода правления Михаила Сергеевича характерно вымывание товаров из магазинов в результате накачивания экономики безналичными рублями, а впоследствии — гиперинфляция.

И все же о времени правления Горбачева многие вспоминают с ностальгией. Сам Михаил Сергеевич, несмотря на то, что миллионы бывших советских граждан до сих пор не могут простить ему развал великой державы, не теряет бодрости духа. А участие в рекламе (как нам кажется) мере не дает ему умереть с голоду в любой ситуации. По крайней мере, он всегда может рассчитывать на бесплатный перекус в пиццерии Pizza Hut, загрузить пару-тройку пицц на вынос в сумку Louis Vuitton и отправиться путешествовать по австрийской железной дороге к новому светлому будущему.

Александр НЕСТЕРОВ