6 января у православных христиан последний день Рождественского поста. Согласно древним традициям в этот день предписывается держать строгий пост и вкушать пищу только вечером — с появлением на небосклоне первой звезды. Это звезда символизирует ту самую Вифлеемскую звезду, которая возвестила миру о рождении Спасителя. Однако церковным Уставом в этот день предписывается иное
В день Рождественского сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни. Типикон предписывает поститься до конца вечерни. А в этот день вечерня следует сразу после Литургии, то есть утром. Поэтому употреблять пищу можно сразу после службы. Согласно Уставу, пища вкушается один раз, причем разрешается растительное масло. В этот день следует готовить сочиво. Другие название этого блюда — коливо или кутья. По сути, это каша — рисовая, пшеничная и даже гороховая. Наиболее простой и распространенный способ готовить сочиво ― из риса. Но делают это особым образом. Стакан риса заливают полутора стаканами кипятка, плотно накрывают кастрюлю крышкой, три минуты варят на сильном огне, шесть на среднем, три — на маленьком. Потом огонь выключают и, не снимая крышку, дают рису настояться 12-15 минут. Пока каша варится, замачивают в горячей воде изюм, растирают мак до появления макового молочка, измельчают грецкие орехи. Потом заправляют всем этим кашу и добавляют 2-3 столовые ложки меда. Можно приправлять солью и сахаром, добавлять чернослив курагу, другие сухофрукты или цукаты.
В старину Рождественский сочельник отличался особой торжественностью. Вся семья собиралась за столом, накрытым белой скатертью, и под нее непременно клали сено ― как напоминание о яслях, в которые был положен Младенец Христос. Украшали стол веточками ели, зажигали свечи. В комнате обязательно находилась украшенная елка ― символ вечности. С появлением первой звезды на стол подавали сочиво и узвар (сборный компот из сухофруктов). Пред началом трапезы читалась молитва. Существовала также традиция подавать в этот вечер 12 постных блюд. Тогда за сочивом следовали постные закуски, потом подавали постный суп, у нас он назывался квас. Ну, и как тут не вспомнить «Новую зямлю» Я. Коласа:
Спыніцца мушу я на квасе:
Ён колер меў чырванаваты;
Тут быў таран, мянёк пузаты,
Шчупак, лінок, акунь, карась,
Кялбок і ялец, плотка, язь,
Яшчэ засушаныя з лета.
Але не ўсё яшчэ і гэта:
Аздоблен квас быў і грыбамі,
Выключна ўсё баравічкамі;
Цыбуля, перчык, ліст бабковы —
Ну, не ўясісь, каб я здаровы!
К квасу подавались мучные лепешки, пирожки с постной начинкой. Заканчивалась трапеза сладкими блюдами (пряниками, блинами, медовиками). Из спиртного разрешалось вино, а в бедных семьях пиво.
В этот день традиционно одаривали крестных и крестников, носили «Бабину кашу» и пироги своим повивальным бабкам.
Христианская традиция одаривать родных и близких в рождественскую ночь восходит к трем царям, или мудрецам. Ведомые Вифлеемской звездой, они пришли на поклон к Младенцу Христу, принеся с собой дары ― золото, ладан и смирну. Связывают этот обычай и со святым Николаем Чудотворцем (Николой угодником, Санта Клаусом), память которого празднуется в церкви незадолго до Рождества ― 19 декабря. Этот святой был необычайно щедр и своими тайными дарами и благодеяниями спасал многих людей.
Что же касается Деда мороза, то этот персонаж окончательно оформился только в конце 19 века, в городской среде, после появления в литературе обработанных народных сказок. Долгое время его называли рождественским дедом.
В рождественскую ночь существовала традиция ходить по домам и поздравлять хозяев с Рождеством ― колядовать. Совсем необязательно было наряжаться в животных. Колядовали в основном дети, юноши и девушки. Они пели рождественские песни, получая за это щедрое вознаграждение. Колядовать можно было все святки, вплоть до Крещения.
А утром, после праздничной службы, можно было разговеться, употребляя в пищу традиционные скоромные (непостные блюда).
К Рождеству резали скот, заготавливая мясные присмаки (полендвица, колбасы, сало, шпик и мн. др.) В Беларуси особенно распространена была мачанка ― щедрая мясная подлива, в которую макали картошку, блины, драники.
Славяне ели «лебедей да потрох лебяжий, куропаток, тетеревов, жаренных гусей, рябчиков, поросят на вертеле, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, лосину, кур с вертелов, уток и гусей вяленых, ветчину, колбасы, желудки…».
На сладкое подавали яблочный пирог со сбитнем.
Кулинарные традиции изменились с течением времени. И, конечно, если на вашем рождественском столе не будет утки, индейки или гуся, это ни сколько не омрачает праздник. Ведь главное условие празднования светлого Христова Рождества ― мир, свет, покой, любовь и добро. Издавна за праздничным столом было принято соблюдать торжественность, говорить спокойно и негромко, не отзываться ни о ком плохо, приглашать на трапезу бедных. Считалось, что в образе нищего в дверь может постучаться сам Христос. Ведь согласно Евангелию, тот, кто кормит голодного, одевает нищего, привечает сироту ― кормит, одевает и привечает самого Бога.
Как готовить СБИТЕНЬ?
В кипящую воду (около 10 л) положить 500 г меда, 1,5 кг варенья, подождать 10 минут, перемешать. Затем добавить по 5 г всевозможных пряностей (корица, имбирь, гвоздика, кардамон и т. д.), варить еще 10 минут, после чего напиток считается готовым к употреблению. Пьют сбитень горячим.
Анна ГАЛКОВСКАЯ