Государственное регулирование цен может привести к дефициту бюджетных товаров

Установление цен на социально значимые (бюджетные) продукты питания

Молоко — показательный пример.

В декабре контролирующие органы Беларуси озаботились отсутствием в торговле дешевого молока.

— Отечественные производители не обеспечивают внутренний рынок в широком ассортименте низкожирной молочной продукцией, — заявил начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета госконтроля Владимир КАЛЕНИК. — В магазины молоко, кефир жирностью 1,5-2% поставляются, но это продукция с различными добавками. В итоге стоимость ее в два раза выше, чем классической низкожирной молочной продукции, в частности молока.

По мнению представителя комитета госконтроля, следовало бы доводить до производителей требования по поставкам продукции на внутренний рынок директивно.

Между тем, в Беларуси, по данным Национального статистического комитета, в январе — октябре производство цельномолочной продукции выросло на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот выпуск нежирной молочной продукции в пересчете на молоко сократился на 5,2%. Производителей понять можно: бюджетное нежирное молоко убыточно. Поэтому неудивительно, что они возмещают затраты на его производство за счет экспорта или выпуска более дорогой продукции. В результате на прилавках господствует молоко и его производные с приставкой «био» и т.п., за дешевым товаром выстраиваются очереди, а покупатели разметают такой товар в считанные минуты.

В Витебске местный производитель молочной продукции — ОАО «Молоко» — производит и дорогую, и более дешевую продукцию. Первый заместитель директора предприятия Раиса ВОЛОШКО, рассказывая местным журналистам о текущем моменте, заметила:

— Предприятие работает в обычном режиме. За день производится 1,5 тонны биосметаны и 6 тонн обычной сметаны с различной массовой долей жирности, биотворога — 2,5 тонны и 3 тонны обычного творога с разной массовой долей жирности, 15 тонн молока с витамином С и от 60 до 70 тонн обычного молока. Во все торговые объекты областного центра поставляется как биопродукция, так и привычный для покупателей молочный ряд. Соотношение поставок таково: около 50% биотворога и примерно такое же количество обычного творога с разной массовой долей жирности, порядка 20% биосметаны и около 80% сметаны «без био», 40% молока с витамином С и молока с массовой долей жирности 3,6% и 60% обычного молока.

По мнению генерального директора ГО «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» Виктора СЛАВЕЦКОГО, мнение которого приводит газета «Витьбичи», помимо внутреннего повышенного спроса на дешевую молочную продукцию в дефиците последней отчасти виноваты и россияне, скупающие недорогие товары в нашей стране. Может, так оно и есть. Но факт остается фактом: если производитель продовольствия почувствовал нынешним летом повышенный интерес к своей продукции не только на внутреннем рынке, но и за рубежом, он будет стремиться всеми силами извлечь из этого максимальную выгоду. Тут уж не до выпуска дешевых продуктов.

Постановление Совета Министров года №1655 .

В сложившейся ситуации правительство пошло на любопытный шаг — расширение перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики, а также облисполкомами и Мингорисполкомом. 7 декабря свет увидело Постановление Совета Министров года №1655, согласно которому список товаров, цены на которые регулирует Минэкономики, теперь включает 27 позиций вместо прежних 14 (см. дополнительную информацию на этой полосе. — ПРИМ. АВТ.). Областные и столичный исполкомы нынче будут регулировать цены не только на овощи-фрукты, но и на ряд промышленных товаров, в частности детских. Кроме того, правительство решило регулировать цены на ремонт обуви.

Что все это значит? А это значит, что цены на социально значимые продукты (в смысле — на продукты первой и второй необходимости. — ПРИМ. АВТ.) будут регулироваться по указанию властей.

Хорошо это или плохо? Для людей неискушенных и не утруждающих себя размышлениями ответ очевиден: беспредел в производстве и торговле продуктами питания наконец-то будет остановлен! Однако это утверждение — палка о двух концах. Вспомните про молоко: если цены на бюджетную продукцию искусственно сдерживают, то производитель будет искать способы возместить убытки другими путями. Или выпускать бюджетную продукцию, что называется, по крохам. А теперь вернемся на несколько месяцев назад. Лето, пустые полки мясных отделов. Работники магазинов говорят, что мясокомбинаты не завозят товар. Руководители мясокомбинатов бьют себя руками в грудь, утверждая, что директивно установленные отпускные цены на их продукцию ниже, чем закупочные. Работать невыгодно! Подняло правительств уровень отпускных цен — появилось мясо. Но сколько вокруг этого было разговоров!

Если цены вновь будут искусственно сдерживаться, то вернется еще одно явление нынешнего года — массовые набеги россиян на белорусские прилавки. Даже с учетом более чем двукратного увеличения стоимости продовольственных товаров в отечественной торговле, наши цены по многим позициям выглядят для соседей очень и очень привлекательно. С вернувшимся госрегулированием ситуация может еще больше обостриться.

***

По мнению руководства Комитета госконтроля Беларуси, субъекты хозяйствования всех форм собственности, работающие на потребительском рынке Беларуси, ответили на меры государства по либерализации ростом цен.

— Хотя в настоящее время ситуация на внутреннем рынке по сравнению с той, которая была раньше, изменилась, сегодня основная проблема на потребительском рынке — рост цен, — заявил недавно председатель КГК Александр ЯКОБСОН. — С остальными проблемами мы уже справились, в том числе по преодолению дефицита. Основа формирования цен перешла в руки отечественных товаропроизводителей и импортеров товаров. В результате рост цен у производителей с начала года составил 204,3%. Более расторопные импортеры, в основном частники, еще до объявленного в конце мая ценового моратория заложили в отпускные цены ввозимых товаров возможные коммерческие риски. В результате цены были взвинчены не менее чем втрое по сравнению с 2010 годом. Такой подход до сих пор позволяет импортерам полностью возмещать понесенные затраты на ввоз и реализацию товаров.

Не исключено, что после введения дополнительного госрегулирования цен дефицит вновь возникнет. По крайней мере, на те самые социально значимые товары, о которых так печется правительство. Это пессимистичный прогноз. Не хотелось бы, чтобы так случилось. Особенно неприятно слышать об этом в преддверии новогодних и рождественских праздников. Впрочем, государство постарается сделать все, чтобы в праздники люди остались без основных продуктов питания. К примеру, председатель Мингорисполкома Николай ЛАДУТЬКО дал на этот счет своим подчиненным предельно ясные указания.

— Наша задача — выполнять постановление правительства, — заявил мэр столицы на оперативном совещании в Мингорисполкоме. — А также поставить заслон росту цен, в том числе в сфере неорганизованной торговли.

Думается, новогодние праздники пройдут без проблем. А что будет дальше — там будет видно…

 

Ноябрьский телефонный опрос граждан «Мнение населения по актуальным вопросам жизни», проведенный Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, показал, что наиболее волнующей население проблемой (76,5% опрошенных) в настоящее время является рост цен на товары и услуги

 

Цены на какие продукты сегодня регулируются  государством

По линии Министерства экономики РБ:

  • Хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14%.
  • Мясо (говядина, свинина).
  • Мясо кур и цыплят-бройлеров.
  • Яйцо куриное свежее.
  • Субпродукты говяжьи, свиные, куриные.
  • Фарши из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров.
  • Пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные.
  • Вареные колбасы, сосиски и сардельки.
  • Кровяные и ливерные колбасы, мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных.
  • Молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог.
  • Масло коровье сливочное без наполнителей.
  • Сыры из коровьего молока ферментные твердые и полутвердые со сроком созревания не более 40 дней и жирностью не выше 55% (кроме выработанных с использованием пропионово-кислых бактерий и плесеней) и мягкие (без созревания, без вкусовых добавок и наполнителей).
  • Сухие смеси и каши для детского питания.
  • Мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы для детского питания.
  • Овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания.
  • Масло подсолнечное и рапсовое.
  • Рыба свежая (семейство карповых).
  • Рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых).
  • Рыба соленая (семейство сельдевых).
  • Сахар-песок белый без добавок весовой и расфасованный в потребительскую упаковку развесом 500 г и более (за исключением реализуемого для промышленной переработки).
  • Мука пшеничная.
  • Крупа: рис белый шлифованный, пшено, гречневая, манная, перловая, ячневая, овсяная.
  • Хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок.
  • Сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы.
  • Кофе, чай.
  • Соль поваренная пищевая (кроме соли пищевой морской).
  • По линии облисполкомов и Мингорисполкома:
  • Свежие картофель, капуста белокочанная, свекла столовая, морковь столовая, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины.

Александр НЕСТЕРОВ