Европейским ценителям джаза
Существуют два лицензионных двойника известнейшего во всем мире оркестра, имеющие право на выступления в определенных странах мира. Это «Оркестр Гленна Миллера Великобритания» (Glenn Miller Orchestra UK) под управлением Рэя Маквея (Ray McVay) и «Оркестр Гленна Миллера Европа» (Glenn Miller Orchestra Europe) под управлением Уилла Салдена (Wil Salden). По России и Европе (а также в ближайшее время и в Беларуси) гастролируют эти два оркестра, а не оригинальный американский «Оркестр Гленна Миллера (Glenn Miller Orchestra).
В преддверии концерта нам удалось поговорить по телефону с руководителем «Оркестр Гленна Миллера Европа» Уиллом САЛДЕНОМ.
- Добрый день, Уилл. Белорусские меломаны с нетерпением ожидают приезда оркестра Гленна Миллера в столицу, а я хочу выяснить, отличается ли между собой музыка американского, британского и европейского оркестров?
- Добрый день вам и всем читателям «Гастронома». Конечно, мы играем одни и те же всемирно известные и любимые многими композиции, хотя и с небольшой разницей. Манера исполнения оркестра «Гленна Миллера Великобритания» и оркестр «Гленна Миллера Европа» несколько отличается от исполнения американского оригинального оркестра. Это сделано специально для слушателей разных регионов, так как разные уши по-разному воспринимают одну и ту же музыку в зависимости от национальных особенностей. Однако не стоит беспокоиться: хотя и в более адаптированной для европейцев обработке, все пришедшие на концерт в Минске услышат все те же любимые и знакомые композиции Оркестра Гленна Миллера.
- Вы - руководитель команды, состоящей из 19 очень разных людей. Легко ли управлять таким коллективом?
- Очень легко. Мы вместе уже более 25 лет, поэтому можно уверенно сказать, что слились воедино. В нашем коллективе не бывает нерешаемых вопросов или проблем. Я очень люблю каждого члена нашей команды, и уверен, что каждый из нас ценит возможность быть в такой своеобразной семье. Мы счастливы играть вместе.
- Уилл, «Гастроном» - продовольственная газета, поэтому непременно хочу спросить Вас о том, какие блюда и какую кухню мира Вы предпочитаете?
- О, это трудный вопрос! Я много путешествую и почти всегда занят, поэтому кушать приходится быстро, и часто даже не выбирая. Чаще всего у меня нет времени позаботиться о том, из чего состоит то или иное блюдо, или на то, чтобы медленно наслаждаться своей пищей. Я поел - и забыл (смеется - прим.автора). Хотя, если так поразмышлять, то могу сказать, что я люблю есть рыбу и некоторые рыбные блюда. Но мясо и различные салаты я тоже ем с удовольствием.
- Готовить самому тоже времени не остается?
- К сожалению, нет.
- Уилл, скажите, раньше Вы когда-нибудь были в Беларуси?
- Нет, это будет мой первый визит в вашу страну.
- Надеемся, что Вам понравится Минск, Беларусь и, конечно, национальная кухня.
- Я тоже надеюсь. Спасибо.
Беседовала Елена ЛОБАШЕВА
Досье «Гастронома»
Знаменитый на весь мир тромбонист Гленн Миллер родился больше ста лет назад, в 1904 году, в городке Кларинда штата Айова (США).
Музыка интересовала молодого Гленна больше, чем все остальное. Именно из-за музыки он бросает Колорадский университет, в который поступил сразу после окончания школы. Чтобы повысить свое музыкальное мастерство, юный Гленн начинает играть на танцевальных вечерах, где постепенно начинают расти его гонорары. Скопив немного денег, он едет в Нью-Йорк, где подрабатывает переписыванием нот и игрой на тромбоне. Через некоторое время, набравшись опыта, Гленн поступает на работу аранжировщика. Талант, которым сверкал Миллер, и его прилежание были замечены и его приглашают музыкальным директором биг-бенда под руководством братьев Томми и Джимми Дорси.
1935 год стал знаменательным для Гленна Миллера, именно в этом году выходит его первая пластинка с композициями: "Лунный свет над Гангом" и «Блюзовая серенада». Впоследствии "Серенада лунного света", сыгранная оркестром Гленна Миллера, станет поистине классикой популярной музыки 20-го века.
Оркестр Гленна Миллера, известный и знаменитый во всем мире, появился на свет в 1938 году и сразу стал желанным для гастролей и записи пластинок. В течение нескольких лет оркестр буквально разрывался между записью грампластинок, репетициями, выступлениями на радио в прямом эфире и вечерними концертами на танцах и вечеринках. Количества музыки, записанное оркестром за пять лет, хватило бы на 50 нынешних компакт-дисков.
Новый оркестр, созданный Гленном Миллером в 1943 году, принимал участие в военных действиях, ездил с концертами по войсковым частям и подразделениям. Гибель Гленна Миллера была нелепой и трагичной: перелетая через Ла-Манш на маленьком двухместном самолете, чтобы успеть дать концерт в освобожденном Париже, они исчезли из зоны видимости и слышимости и не были найдены в дальнейшем. Его смерть, произошедшая так неожиданно и странно, до сих пор вызывает споры и недоверие.
Портрет Уилла САЛДЕНА
Из разговоров с постоянными слушателями оркестрового джаза можно узнать, что Уилл Салден невероятно доступный человек: готов поболтать перед концертом и во время антракта, терпеливо раздает сотни автографов, с уважением отвечает на любые вопросы журналистов. Конечно, на сцене во время концерта музыкант не менее близок к своим слушателям, каким бы огромным по размеру ни был зал. С первых аккордов «Серенады лунного света» - традиционного начала каждого концерта - зажигаются искры. Руководитель оркестра, сам оркестр и аудитория сливаются воедино.
Уилл Салден бесподобен на сцене, здесь ему нет равных. Это человек одновременно талантливый во всем: как руководитель оркестра, как пианист, как исполнитель и в качестве конферансье. Означает ли это, что Уилл сосредотачивает все внимание публики на себе и концентрирует всех на своей персоне? Нет, ведь секрет успеха оркестра в его единстве. Благодаря каждому музыканту и солисту создается неповторимая музыка. Уилл Салден дает каждому музыканту оркестра почувствовать большую значимость своего места. Более того, Уилл Салден дает возможность каждому слушателю почувствовать, что он находится на уникальном представлении, не на одном из тех 180, что проходит в течение этого гастрольного тура, а на совершенно уникальном концерте, на премьере.
«Я не рассматриваю себя как «звездного» пианиста, но для оркестра я довольно неплохой, подходящий пианист», - сказал однажды Уилл в беседе с несколькими своими друзьями. Да, совершенно очевидно, что Уилл Салден очень скромно относится к своим талантам и никогда не превозносит себя.