— Михаил Яковлевич, чем занимается оркестр летом?
— Сейчас все в отпусках, но ранее было много разных крупных и мелких мероприятий: «Славянский базар» в Витебске, фестивали в маленьких городах — в Молодечно, Несвиже, Мире… и много других концертов, в которых мы приняли участие.
— Почему вы так много выступаете в провинции?
— Это наше кредо — работать в малых городах. И таких фестивалей, которые я сам организовал, было 68. Представляете? Это еще раз подчеркивает, что наша страна имеет большую музыкальную историю.
— Какова цель таких концертов?
— Популяризация национальной истории и музыки. И это блестяще удается. Только в Несвиже прошло 12 фестивалей. Это говорит о том, что в маленьких городах полюбили академическую музыку. Мы ведь не эстрадную музыку там исполняем! Хотя наш оркестр как раз и связан с эстрадой…
— Много лет назад вы были «лучшим другом поющих детей». Во всяком случае, так вас называли СМИ…
— Ну, это было давно. Дело в том, что раньше у нас был фестиваль, который назывался «Спяваем з аркестрам», и я с большим удовольствием им занимался. Но дело в том, что сейчас для детей пишется очень мало музыки, и решил это дело прекратить.
— Вы согласны с тем, что наибольшую популярность оркестр приобрел именно после проекта «Угадай мелодию» с Валдисом Пельшем?
— Не совсем. Конечно, роль этого проекта переоценить трудно, мы записали 608 программ. Хорошая реклама, что и говорить. Но я думаю, что оркестр стал более популярен после нашей работы в концертном зале «Россия», где мы отработали 38 программ. Все концерты, а длились они по 5-6 часов, проходили вживую, и только под наш аккомпанемент. Так что у оркестра была блестящая возможность показать себя, как говорится, во всей красе.
— Кстати, а где вы отдыхаете от трудов праведных?
— Каждый год отдыхаю в одном белорусском санатории, но не более 10 дней. Кстати, ни разу не выезжал на отдых за границу. Двадцать лет отдыхал в санатории под Мяделем, а в последние годы отдыхаю в санатории под Гродно.
— Чем объясняется такой патриотизм?
— Я люблю Беларусь, и не хочу менять погоду. Не люблю жару, что мне делать на море?
— Ну, другие страны — это не только море, это еще и другие люди, местные незнакомые блюда… А готовить вы умеете?
— Вы спрашиваете об этом одинокого холостяка? — улыбается маэстро. — Я уже долго живу один. Зачем же мне готовить?
— Вы хотите сказать, что холостяки никогда не хотят есть?
— Хотят, конечно. Только для этого не обязательно готовить самому. Много лет каждое утро варю на завтрак овсянку. Ну, еще там какой-нибудь салатик. И это максимум. Когда смотрю кулинарные передачи по телевизору, где мужчины готовят перед камерой, мне их становится жалко. Я твердо уверен, что любая женщина может сделать это тоньше, лучше, интересней.
— А весь мир утверждает, что самые лучшие повара — мужчины!
— Не думаю. Я знал только одного мужчину, который мог претендовать на то, что готовит лучше женщины.
— А любимое блюдо у вас есть?
— Я не гурман и люблю простую пищу, особенно блюда из картофеля. Мои кулинарные предпочтения зависят от времени суток или года… Люблю качественно приготовленные мясные блюда. В общем, я не баловник в этом плане.
— Вы много где были, много чего пробовали. И что, никакая кухня не оставила впечатлений?
— Нет. Мне нравится белорусская кухня. Я не люблю изысканность в кулинарии. Лучше, когда просто.
— Вы сказали, что очень долго живете один. Почему?
— Что?!!
— В смысле, все бегут от одиночества, а вы наоборот…
— Все свои силы, и все, что у меня есть внутри, я отдаю творческому коллективу. Я нахожусь весь в этом деле, и поэтому один.
— Вы по жизни оптимист или пессимист?
— Несомненно, оптимист.
— У вас есть любимое занятие? Кроме музыки, конечно.
— Есть. Сауна и ходьба.
— Про сауну понятно, а насчет ходьбы? Вы ходите пешком на работу?
— Нет, на работу я езжу на машине. А ходьба — это десять километров по определенному маршруту каждый день. В спортивном костюме.
— А маршрут секретный, наверное, чтобы никто не узнавал и не просил автографы?
— Ну что вы! У меня нет звездной болезни. Мне наоборот, стыдно за тех, кто себя называет звездами. Они больше занимаются тем, что следят — узнали их или нет. Я этим не страдаю.
— Ваше жизненное кредо?
— Всегда помогать людям, в частности, музыкантам, которые со мной работают. Для них я делаю все, что могу и даже то, чего не могу.
— А что для Вас в жизни самое главное?
— Как и для любого человека, я считаю, что главное в жизни — это здоровье. И та цель, которую поставишь перед собой.
Елена НОВИК