Михаил Маруга пишет искусство светом

Но главным козырем и визитной карточкой этого фотографа стал женский портрет: тихая, спокойная красота и яркая внешность, грустная полуулыбка и веселый задор — всех моделей Маруга объединяет одно — свет, который может показать только настоящий мастер

— Михаил, как начался ваш путь в фотографию?

— В мое время многие записывались в фотокружки. Я не исключение. Удивительный мир фотографии затянул меня, я понял, что он мне близок и интересен.

Кстати, многие ребята из моей фотогруппы стали сегодня известными людьми: это режиссеры Николай и Иван Пинигины, Валерий Матюшевский, человек, который в свое время сделал очень много для белорусского телевидения,  Виктор Драчев, человек, который родился с фотоаппаратом.

Потом я учился в Технологическом институте, но ни дня не проработал по специальности — инженер-механик. Мне хотелось только снимать! Свое фотообразование я постоянно повышал — это и Московская академия фотографии, и мастер-классы в самых разных странах мира. Ну а потом уже меня самого стали приглашать проводить такие мастер-классы (улыбается, — авт.)

— Был ли у вас в самом начале карьеры свой «гуру» — человек, на которого вам бы хотелось быть похожим в профессиональном плане?

Школа белорусской фотографии всегда была очень сильной и поучиться действительно было у кого. В те времена выходил журнал «Советское фото», там было много отличных фотографий. Одним из моих любимых мастеров был Хельмут Ньютон, ну и мой личный гуру, даже не учитель, а наставник — Ефим Давыдович Брыль. В свое время он очень сильно повлиял на то, чтобы я состоялся в этой профессии.

— Помните свой первый фотоаппарат?

— Конечно, как такое можно забыть! В кружке моим первым фотоаппаратом был «Смена». Потом у меня появилась более серьезная техника — дальномерная камера ФЭД-3 (названная так, кстати, в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского). Позже было еще много разных фотоаппаратов, благодаря которым я сделал хорошие фотографии. Сейчас я пользуюсь цифровой камерой.

— Скажите, а есть ли какие-нибудь преимущества у «пленки» над «цифрой»?

— Вы знаете, это извечный вопрос. Фотографы-профессионалы очень часто спорят об этом. Одни отстаивают «пленку», другие — «цифру», и, конечно, каждому по душе свой инструмент. Я одним из первых в Беларуси перешел на «цифру» и с тех пор ни разу об этом не пожалел.

— Как вы видите будущее фотографии через 10 лет?Михаил Маруга пишет искусство светом

— Уже сейчас наблюдается интересная тенденция. Фотоаппараты становятся все мощнее. Уже сегодня в моем телефоне качество съемки 5 мегапикселей. Когда-то это выглядело невозможным… Многие фотографы сегодня задают себе вопрос: а нужно ли улучшать качество техники в дальнейшем? Сделать качественную фотографию теперь вообще не составляет труда — достаточно купить хорошую камеру, поставить режим «автомат» и щелкнуть. И ты получишь хороший снимок. Иногда я говорю: чтобы сегодня фотография стала интересной, нужно ее «испортить». Провести эксперименты: поиграть со светом, наложить фильтры, добавить контраста, зерно, наложить негатив на позитив. Вот тогда это будет нечто больше, чем просто хороший снимок.

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— За свою карьеру я поработал в разных направлениях: работал на прессу, делал репортажи, снимал свадьбы… Сейчас я могу позволить себе заниматься только тем, чего мне хочется. В последнее время спросом пользуются календари — фирмы заказывают самые разные: большие, перекидные, настольные, карманные. Эта работа интересна мне тем, что за 12 месяцев можно показать 12 совершенно разных, уникальных и красивых историй. Это довольно сложная, но захватывающая работа.

— У вас есть любимое направление?

— Да. Это женский портрет. Ни для кого не секрет, что белоруски — одни из самых красивых женщин в мире. Сегодня наши землячки ходят по самым престижным подиумам мира в Нью-Йорке, Париже, Милане. И со многими моделями, которые входят в десятку лучших мировых, я лично знаком: это Анна Малибога, Катя Ганаго, Люда Бахмат, Вика Махота, Катя Доманькова, Ирина Хануник-Ромбальская. И я по праву горжусь тем, что приложил руку к их успеху.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь на своей работе?

— Бывает так, что люди не понимают, что моя работа стоит недешево. Это ведь не фотография на паспорт! Хорошая фотография — это работа целого коллектива, студии. Фотография во все времена была дорогим удовольствием. Кто-то хвастается: вот, я сделал фотосессию дешево. А я говорю: нужно делать дорого, но качественно. Так, чтобы на все времена!

— Сейчас появилось очень много фотографов, которые считают себя хорошими. Как вы считаете, можно ли стать мастером, проштудировав литературу и купив достойную камеру, или в этом деле без таланта не обойтись?

— Однажды мне сказали, что работа хорошего мастера — это не просто удачный снимок. Она несет свой неповторимый свет. А ведь и правда: сам термин «фотография» можно перевести, как искусство писать светом, светопись. И у каждого из нас есть свой свет. Просто нужно уметь его рассмотреть. Не хочу никого обидеть, но это дано не всем, и тут даже хорошая аппаратура не поможет.

— Что вас вдохновляет?

— Очень просто — люди, которых я фотографирую. Я должен влюбиться в того, кого снимаю. Ко мне приходят совершенно разные люди. Пока я еще не встречал одинаковых. Разве это не может не вдохновлять?

— Чего бы вы никогда не сфотографировали? Даже за большие деньги?

— Я никогда не снимаю демонстрации, акции протеста, где есть ненависть, кровь. Однажды я был на одной передаче и прямо посреди записи внезапно умер человек. Кто-то сразу подлетел с фотоаппаратом. Я не смог. Видимо, я не папарацци. Негативные эмоции всегда притягивают несчастья. Нужно фотографировать что-то по-настоящему красивое, светлое. То, что доставит людям радость, заставит их улыбаться или мечтать.

Чем дольше я живу, тем больше понимаю — все сбывается. Если ты чего-то по-настоящему хочешь, так и будет. Если нет — значит ты что-то делаешь неправильно, ты в конфликте с самим собой. Сегодня многих людей называют успешными. Но кто-нибудь знает, что у них «за ширмой»? Кто-то задавался вопросом: где его семья, где его дети? А это ведь самое главное в жизни.

— Вас называют фотохудожником и фотографом. В чем разница между этими понятиями и какое из них вам нравится больше?

— Вообще, я не разграничиваю и не разделяю эти понятия. Когда-то даже говорили фотографщик и фотографиня (улыбается, — авт). Наверное, фотограф просто нажимает на кнопку и получает результат. А фотохудожник — это тот, кто продумывает фото до мелочей. Я в свое время придумал, на мой взгляд, наиболее близкое мне понятие — фотодизайнер.

— Расскажите о своем любимом месте в городе?

— Я очень люблю Минск. Весь. Но наиболее значимое для меня место — Александровский парк, который рос вместе со мной, видел мое детство, юность, первую любовь.

— У вас есть своя любимая фотография, которая много для вас значит? Михаил Маруга пишет искусство светом 

— Пожалуй, да. Одну из таких в свое время я сделал в Египте. Кажется, она предельно проста: море, песок и верблюд. Но, тем не менее, это потрясающая игра света, какой-то магнетизм.

— Бывают ли смешные случаи во время работы?

— Постоянно. Я вообще люблю пошутить. Вот например, модели фотографируются в белье или купальнике. Я всегда подхожу к ним и спрашиваю, готовы ли они? И когда получаю положительный ответ, добавляю: тогда я пошел снимать штаны (смеется, — авт.). На самом деле те, кто со мной уже работал, знают, что я всегда пытаюсь создать комфортные условия для модели. И если она в купальнике, то я иду снимать штаны и надевать шорты с майкой. Такой вот у меня принцип.

— Какие у вас отношения с едой? Любите ли вкусно покушать и умеете ли вкусно сфотографировать еду?

— О, да. Я люблю и то и другое. Однако я достаточно привередлив. Никогда не буду есть в месте, в котором увижу грязь. А готовить я люблю, отлично получается у меня и рыба и шашлык на даче. Кстати, одно время я даже вел свою рубрику в журнале «Катюшина кухня». Придумывал рецепты и фотографировал их. Было очень много благодарственных писем, людям нравилось.

— У вас есть любимое блюдо?

— Всегда с удовольствием выпью молока и кефира. Рыбу люблю только очень хорошую, дорогую. Из белорусской кухни особенно нравятся традиционные драники, мачанка.

Я много путешествую и уже попробовал еду многих стран и сделал вывод, что я тяготею к южной кухне — болгарской, мексиканской. А вот китайская еда почему-то не пришлась мне по вкусу. Так что в Китае у меня было одно спасение — МакДональдс.

— Так вы не против фастфуда?

— Вы знаете, раз в полгода фастфуд — это очень вкусно! Обычно именно через такое время я еду туда, заказываю огромный Бигмак, колу и с удовольствием ем вредную, но очень вкусную еду.

— Ну и последний вопрос. Для чего все-таки работает фотограф? Какова ваша конечная цель?

— Когда-то я начал делать календари для компании «Милавица». Мне пришлось разрабатывать для них фирменный стиль с нуля, уговаривать моделей фотографироваться в белье — а это, знаете ли, по тем временам было непросто. Приходилось даже с их родителями разговаривать. Но в итоге работы получились очень удачные. И вот, по прошествии стольких лет, сегодня я встречаю людей, которые хранят фотографии со старых календарей «Милавицы», повесили их в рамку и любуются по сей день. А ведь, по сути, это фото уже прошлого века! Именно ради таких моментов я работаю. Хорошая фотография — это искусство. А искусство — вечно.

Рецепт салатных рулетов с зеленой начинкой от Михал Михалыча Маруга

Рецепт салатных рулетов с зеленой начинкой от Михал Михалыча Маруга

  • 2 пучка листового салата,
  • по 1 небольшому пучку зелени укропа и зеленого лука,
  • 250 г брынзы,
  • 100 г ядер грецких орехов (можно обойтись и без них),
  • 2-3 ст.л. сметаны,
  • 1 ч.л. сахара, соль.

Листья салата промыть и высушить бумажным полотенцем. Отобрать самые крупные листья. Приготовить начинку: брынзу раскрошить в миске, вымыть и измельчить укроп и зеленый лук, истолочь ядра грецких орехов. Добавить зелень и орехи к брынзе, заправить сметаной и перемешать. Масса должна получиться довольно густой. На каждый лист салата выложить по столовой ложке начинки, свернуть трубочкой или конвертиком и выложить на блюдо. Закуска великолепно подходит к блюдам из мяса и курицы, особенно — к шашлыку!

 

Ирина РОМАНИВА

Фото Алексея Маруга из личного архива