Читай, как Горький, мысли, как Наполеон!

— Игорь Анатольевич, чем занимается «АйСмарт»?

— Образовательный центр «АйСмарт» существует с 2010 года. За это время мы выпустили больше 2000 учеников. На протяжении всей нашей истории мы обучаем своих слушателей практичным, эффективным и необходимым навыкам быстрой и качественной работы с информацией, которые помогают достигнуть успеха в работе и даже счастья.

Наша миссия — дарить слушателям (младшим школьникам, подросткам, старшеклассникам, студентам и взрослым) радость легкой учебы, качественной работы с информацией, эффективного личностного развития.

— Чему конкретно вы учите?

— Мы работаем по двум программам: быстрое чтение (скорочтение), тренировка памяти. Мы учим лучше, быстрее читать, понимать суть текста и быстрее запоминать, справляться с большими объемами информации, учим правильно воспринимать информацию.

— Считается, что чем выше скорость чтения, тем ниже уровень понимания. Что скажете?

— Это правда. Но мы как раз учим, как этого избежать, повышаем уровень запоминания и понимания.

— Одно из самых значительных препятствий быстрому чтению — субвокализация, так называемое проговаривание текста про себя. Вы помогаете своим ученикам избавиться от этого?

— Да, мы избавляем людей от внутренней артикуляции, для этого есть прием ритм-стук, который позволяет скользить глазами по тексту быстрее, чем мы можем проговаривать его.

— Игорь Анатольевич, владеете ли вы техникой скорочтения? Давно ли этому научились и сколько слов в минуту вы читаете?

— Впервые со скорочтением я познакомился на 4 курсе университета. Гуманитарная специальность требовала почтения все большего и большего объема литературы, времени же больше не становилось. И тогда скорочтение стало для меня решением всех проблем студенческой жизни.

Дальнейшее мое знакомство с техникой быстрого чтения продолжилось в Московской школе скорочтения. Самостоятельную работу по развитию навыков быстрого чтения я веду уже на протяжении 4 лет.К настоящему моменту с полным пониманием могу прочитать около 9000 символов за минуту. Это примерно 10-11 секунд на книжную страницу.

игорь шиманский— Насколько реально увеличить скорость чтения у взрослых и детей? От чего зависит увеличение скорости?

— Ответ очень прост: увеличить свою скорость чтения может каждый — и ребенок, и взрослый. И чем раньше вам удастся уделить внимание вопросам техники чтения, тем больших результатов вы сможете достигнуть. Самые маленькие ребята, которые приступают к освоению правильной техники чтения, как правило, занимаются в первом классе и умеют преимущественно читать по слогам. Что же касается взрослых слушателей, то здесь возрастной предел попросту не установлен. Самым старшим нашим слушателем был мужчина в возрасте 63 лет.

Увеличение скорости чтения зависит от того, насколько хорошо устранены причины медленного чтения. Многие из причин могут быть вам хорошо знакомы: невнимательность, регрессии (возвратные движения глаз при чтении), невысокая скорость чтения вслух. О некоторых причинах медленного чтения мы обычно не догадываемся: внутренняя артикуляция, малое поле зрения, психологический барьер, отсутствие алгоритмов работы с информацией. Прорабатывая причины медленного чтения, можно увеличить как скорость чтения, так и уровень понимания и запоминания материала.

— Какие существуют приемы для запоминания материала в зависимости от доминирующего типа: аудиал, визуал, кинестет?

— Действительно, выделяют двигательную, зрительную и слуховую память. Визуалу будет полезно в процессе чтения материала представлять себе яркие, красочные, насыщенные движением образы, и тем самым улучшать их запоминание. Особенно полезным для визуала будет использование специализированных приемов работы с образной памятью — мнемотехники.

Аудиал лучше запоминает информацию, воспринятую на слух. И, как следствие, совет таков: слушайте аудиокниги, а вместо того, чтобы что-то дважды прочитать про себя, будет лучше один раз прочитать себе этот материал вслух.

Кинестеты обычно обладают хорошо развитой моторной, иначе — двигательной памятью. Для людей с таким видом памяти справедливо правило: записал — значит, запомнил. Здесь будет чрезвычайно полезным освоить навыки быстрого конспектирования (например, Корнельский метод ведения конспекта), составления схем, планов (например, метод тезисов), а также интеллект-карт.

игорь шиманский— Можно ли, освоив скорочтение, быстро переключиться в режим обычного чтения?

— Да, можно. В любой момент вы можете гибко регулировать скорость чтения в зависимости от ваших потребностей и от той литературы, которую вы читаете: учебный материал, художественная, научная литература, газеты или журналы. Научившись читать быстро, вы полностью сохраняете навыки обычного, медленного чтения. Но при этом практика показывает, что после обучения слушатели с большим интересом читают большинство литературы именно быстро.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с ридингфобией? Как помочь человеку от нее избавиться?

— Ридингфобия известна как психологический барьер к чтению. У детей такая особенность может быть выражена особенно ярко, когда домашнее чтение книг обычно превращается в маленький скандал, а сам юный читатель ни за какие коврижки не соглашается прочитать даже 3-х страниц в день. В детском чтении нежелание читать чаще всего связано с тем, что для ребенка процесс чтения сложен, а дети, так же как и взрослые, не любят делать то, что вызывает трудности. Но, к сожалению, в такой ситуации у ребенка нет большого выбора: читать в любом случае нужно, даже если «я совсем не хочу, поскольку мне будет сложно». В итоге ребенок читает только минимум учебной литературы, самостоятельно за книгу не берется, совет школьного учителя «читать больше» не работает, и самые интересные книги пылятся на полках домашней библиотеки, ведь ребенку одинаково сложно читать как обычные, так и очень интересные книги.

Пронося такой дискомфорт, связанный с чтением, через всю школу, ребенок, вырастая и становясь взрослым, сталкивается с тем, что необходимость читать вызывает внутреннее, притом чаще всего неосознанное сопротивление. И теперь мы имеем ситуацию, когда взрослый практически не читает книг, хотя, казалось бы, объективных причин к этому нет.

Решением здесь будет квалифицированная помощь ребенку, причем с самых первых классов школы, в освоении правильной техники чтения, которая сделает процесс чтения для него простым, легким, интересным и увлекательным. Рекомендация же для взрослых будет следующая: осознанно читайте больше, стараясь находить в чтении интересное и полезное для себя.

 

игорь шиманский5 простых советов,как увеличить скорость чтения

1. Научитесь читать, не возвращаясь глазами на начало строки или абзаца. Когда вы сможете читать только вперед, это поможет сэкономить вам около 20% времени.

2. Откажитесь от проговаривания. Когда ребенок только осваивает книги, он проговаривает слова по слогам. У взрослых людей сохраняется эта привычка при чтении даже про себя. А ведь скорость человеческого понимания во много раз превышает скорость его внутреннего голоса.

3. Увеличивайте поле зрения. Быстрое чтение основано на том, что человек читает целиком всю строку, абзац или даже страницу, не останавливаясь на отдельных словах и буквах. И чтобы научиться читать быстрее, нужно развивать периферийное зрение. Для этого подойдут таблицы Шульте, стереограммы и стереокартинки.

4. Научитесь выделять важную информацию и пропускать несущественную. Ищите информацию, которая нашла наибольший эмоциональный отклик, отражает тему текста и является самой важной. Это необходимо уметь делать, чтобы на высоких скоростях чтения по-прежнему хорошо понимать текст.

5. Будьте внимательны к тому, что вы читаете. Не уноситесь мыслями на Мальдивы, если читаете про них. В этом вам может помочь следующая установка: 20 минут в день я читаю самую скучную литературу и нахожу там что-то интересное.

5 простых советов по улучшению памяти

1. В момент получения новой информации соотносите ее с уже имеющейся у вас базой знаний. Устанавливайте логические и причинно-следственные связи между новыми и уже известными вам фактами. Результатом такой работы станет более глубокое понимание материала, а это благотворно сказывается на его усвоении и запоминании.

2. Поставьте перед собой задачу запомнить информацию крепче и полнее. Часто одного намерения и установки на запоминание достаточно, чтобы объемы и сроки хранения материала увеличились.

3. Старайтесь увлечь себя изучаемым материалом, разбудите в себе интерес к фактам, поглощайте знания с аппетитом — и это, безусловно, благотворно скажется на их запоминании.

4. Придерживайтесь верного режима повторения информации. Особенно полезно будет 2-3 раза припомнить важную информацию в течение первого часа после ее получения, поскольку именно в этот период времени большая часть запоминаемого склонна покидать память.

5. При изучении больших объемов материала прорабатывайте наиболее сложные моменты в начале и повторяйте важнейшие тезисы в конце — информация, которая находится «по краям», запоминается лучше, в то время как «середина» чаще забывается.

 

Ирина РОМАНИВА

Фото из личного архива «АйСмарт»