Когда мы говорим о такой великой стране, как Франция, то каждый, прежде всего, представляет себе Париж, прекрасные вина, самых восхитительных женщин (после наших родных, белорусских, конечно…) и, разумеется, самую лучшую кухню в мире!
И когда появилась возможность еще раз увидеть эту замечательную страну не только с фасада — Парижа с Эйфелевой башней, собором Нотр-Дам и Елисейскими полями, но и изнутри, с ее провинциальными городами и деревнями, милыми нестоличными ресторанчиками с настоящей французской кухней, — грех было этим не воспользоваться.
И вот начало путешествия — Страсбург, столица Эльзаса и политическая столица Европы (там расположен Дворец правосудия). Рядом с Дворцом кто-то собирает подписи в защиту лидера Курдистана, арестованного в Турции; стоят несколько палаток, где проживают ищущие правды и правосудия (кстати, делегатов из Беларуси я там не увидел). Но я отвлекся от главного, учитывая тему и цель путешествия. Да, в Страсбурге замечательные пироги. Очень колоритные (не путать с калориями) и изумительные на вкус.
Эльзас — это белые вина… Едем в городок Реквир по уютной дороге среди виноградников, где зреет виноград, который буквально на днях начнут собирать. Реквир — столица белых эльзасских вин. На дегустации мне больше всего понравилось «Панно-Три» с тонким вкусом и ароматом.
Далее поездка в Бургундию в городок Бон (не путать с бывшей столицей ФРГ), который называют винной столицей Франции. После дегустации вин чувствуешь себя настоящим французом, особенно когда закусишь улитками в чесночном соусе. Интересно, почему у нас в каком-нибудь ресторанчике нельзя попробовать этих улиток? Разве только у себя на даче. Как сказал недавно в Одессе на «Большой разнице» член жюри Васильев, эти, как их, «Буалю» трудно сразу сжевать. Ну, ему лучше знать, он прожил столько лет во Франции. Кстати, улитки действительно немного напоминают жвачку.
Далее дорога ведет в Лион — столицу галлов при императоре Августе, и центр Прованса — Авиньон — город Пап и знаменитых прованских трав и специй. Более 70% мировой добычи лаванды, идущей для духов, собирают именно здесь. Папский дворец, увы, пуст. Папы с XVIвека снова в вечном городе — Риме.
И вот старейший во Франции и второй по величине город — Марсель, а рядом остров и крепость, где томился бедный Дантес (не убийца Пушкина), а граф Монте-Кристо (для туристов сюда организован маршрут, где с гордостью показывают камеру, в которой он провел свои лучшие годы). И, конечно, быть в Марселе и не попробовать суп буйабес – преступление! Это фишка города. По-нашему — это уха, но из морской рыбы и со всякой другой морской нечистью. Впервые попробовал громадного омара (старшего брата рака). Под суп буйабес с омаром, устрицами, мидиями и прочей морской живностью хорошо подходит охлажденное белое вино. И все это под шум волн Средиземного моря в уютном ресторанчике на самом берегу. Красота!
Буйабес по-белорусски
Можно попробовать подобный рыбный супчик и у себя дома. Вместо омара и устриц используйте другие ингредиенты: пару килограммов свежей рыбы, желательно разных сортов (скумбрия, ерш, угорь), 200 г мидий и 300 г креветок, 5-8 ложек растительного масла (лучше оливкового), пару луковиц и пару помидоров, немного зеленого лука, один лавровый лист, пару долек чеснока, сухую корочку апельсина, немного хорошего белого вина (у нас в уху обычно добавляют водку), соль, перец. Овощи немного потушить, затем добавить очищенную рыбу и морепродукты и, слегка посолив, залить водой, чтобы вся рыба была покрыта. Поставить на сильный огонь, чтобы вода быстро закипела, и варить 6-8 минут. Сняв суп с огня, добавить белое вино, крепко поперчить и поставить на слабый огонь еще минут на пять. После того, как суп снят с огня, посыпать сверху зеленью петрушки. Кстати, можно запивать суп и кальвадосом (яблочной водкой), но у нас сойдет и наша пшеничная.
Вернемся к нашему винно-гастрономическому путешествию с попутным обзором (когда выпьешь и закусишь) красот Франции. Из Марселя движемся вдоль Средиземного моря в провинции Лангедок и Аквитания, а по дороге — памятник античного Рима, внесенный в список мировых ценностей, знакомый еще со школы при изучении истории средних веков, как и Колизей. Это акведук или, по простому, водопровод на арочном мосту через реку — Пон-дю-Гар. Находясь на мосту, чувствуешь гордость за древних римлян, сумевших соорудить такую махину без кранов и прочей техники, простоявшую более двух тысячелетий! Высота над бурной рекой метров семьдесят, а внизу можно увидеть в плавающих рыб — такая вода чистая.
После города Монпелье дорога идет на северо-запад Франции и приводит в средневековую крепость Каркассон, наверное, более известную нам по настольным и компьютерным играм. Ждешь, что из крепости вот-вот вылетит отряд рыцарей в развевающихся на ветру плащах и латах.
И, наконец, столица Аквитании и красных вин — город Бордо с дегустацией под сыры Камамбер и Рокфор. Фактически это область Тоскань, и представляешь, как доблестный Д’Артаньян со своими друзьями опустошал здесь когда-то винные погреба с бордосскими и бургундскими винами. А я пробовал-пробовал, но так и не разобрался, какие мне понравились больше. По-моему, бургундские более насыщенные и терпкие. Еще раз продегустировал в ресторанчике эти вина под знаменитую фуа-гра (паштет из гусиной печенки). Замечательно! Кстати, наши доблестные птицеводческие гиганты типа агрокомбината «Дзержинский» или «Серволюкс» вполне могли бы производить ее и для земляков, и на экспорт, хотя бы в Россию.
Продолжаем наше путешествие. По дороге к Тосканскому заливу (так называют во Франции Бискайский залив) в фешенебельный курорт Аркашон любуемся и восхищаемся самой большой дюной в Европе: с высоты шестнадцатого этажа открывается впечатляющая картина Атлантического океана, близлежащих заливов, бухт, островов… А вот Аркашон, куда, как и на Лазурный берег, стремятся богатые парижане, подышать свежим воздухом. Это — Серебряный берег в отличие от Лазурного в Ницце. С товарищами-славянами с ходу бросаемся в волны океана. Французам температура воды не подходит — не для их нежных тел. Потому песчаный берег пустынен: плещутся только ненормальные славяне. После купания в водах океана сам Бог не отказался бы от горячего рыбного супчика, похожего на марсельский буйабес, с креветками и устрицами, под белое замечательное вино (после купания все вина идут замечательно – как дети в школу…)
И вот — переезд в мировую столицу самого прекрасного напитка (после воды) — коньяка, город Коньяк, где находятся штаб-квартиры и «Хеннеси», и «Мартеля», и «Сен-Мартир», «Барена Остарда» и других — с дегустацией этого драгоценного нектара.
Далее — город Долины Луары Нант. В каждом более или менее крупном французском городе обязательно есть кафедральный собор или базилика, и каждый имеет замечательный памятник. В конце концов, все они сливаются в единый ансамбль, и уже путаешь, чем отличается собор в Нанте или Бордо от собора в Саратоге или Валенсии, или от собора в Бари или Сиене.
На очереди — поездка в бывшую столицу пиратов на берегу пролива Ла-Манш — городок Сен-Мало, где смотришь на водный горизонт, надеешься увидеть бригантину с Веселым Роджером на мачте и услышать крики «на абордаж». Кидаешься в прибрежные ресторанчики в поисках горячего грога или рома. Дальше путь лежит в деревню, точнее в прибрежный городок Канкаль — устричную столицу Франции. Как раз был отлив и десятки рыбацких лодок и катеров неуклюже лежали на мокром песке, а море откатилось от берега километра на три. В прибрежном ресторане попробовали знаменитые бретонские гречневые блины с морскими гребешками под ароматный яблочный сидр (мне он понравился не менее французского шампанского, да простят меня гурманы-шампанисты). Прямо на берегу продегустировали у торговок только что выловленные плоские устрицы (этот сорт поставляли к королевскому столу). Хотелось проверить обывательский миф: пищат ли бедные устрицы во рту перед путешествием в желудок человека, или хотя бы дергаются, когда на них капают лимонным соком… Не пищат! Но вроде бы дергаются, видимо от предстоящего счастливого момента от экскурсии по желудку (вместе с белым вином).
Впервые увидел плантации-садки, где выращивают эти деликатесы. Интересно, а у нас можно выращивать устриц? Или они живут только в морской воде?
После этого посещение восьмого чуда света — аббатства Мон-Сен-Мишель, гордо вызвышающегося посреди океана на скале. Будет что-то похожее, если соединить город-страну Сан-Марино с греческими монастырями на материке и перенести на пять километров в океан от берега. Наш гид, кстати, белорус из города Глубокое, двадцать лет назад покинувший Белоруссию, интересно рассказывал об этом чуде. Здесь, в монастыре, живут 12 монахов и монашек (на ночь монашек отвозят на берег… от греха подальше).
Был отлив, океан еле виднелся на горизонте, отступив километров на восемнадцать, и некоторые смельчаки ходили по бывшему дну. Говорят, если внезапно наступает прилив, то можно утонуть (а сколько людей погибло здесь за многие века, ведь сюда шли паломники со всего света!). Скорость прилива 22 км в час! К тому же прямо на дне океана встречаются зыбучие пески. Бедные паломники! Дорога им отсюда прямо в рай (или ад)!
Переезд в Руан — столицу Нормандии, город, в котором сожгли бедную Жанну Д’Арк, ставшую жертвой предательства короля Карла VI. Очень часто те, кто пришел к власти, неблагодарны и стараются забыть тех, кто помог им занять трон. Церковь канонизировала Жанну только через 500 лет, в 1031 году. А сами французы вспомнили о ней только тогда, когда получили «в репу» от пруссаков в войне 1870 г. Руанцы же довольны и не испытывают угрызений совести за своих предков. Толпы туристов валят сюда, а те, кто с постсоветского пространства, очень любят фотографироваться на месте, где была сожжена бедная девушка. В Руане замечательный собор Нотр-Дам.
И, вот, наконец, Реймс, город, где короновались французские короли, в том числе и тот Карл VI, которого привела на трон наивная Жанна. И, конечно же, Реймс — столица Шампани и шампанских вин. Дегустация трех видов шампанского в подвалах, где каждая бутылка стоит от 35-ти выше, конечно, не рублей, а евро. Я, увы, не сомелье, и по моему мнению, наше шампанское от «Абрау Дюрсо» или «Нового Света» ничуть не хуже, да простят меня истинные знатоки, если есть такие в нашем Отечестве. Хотя говорят, чтобы оценить вкус французского шампанского, его надо пить не менее трех месяцев каждый день. Кроме домов «Мадам Клико» и «Дом Периньон» есть и тут Дом шампанского «Мартель», тот самый, что выпускает и знаменитый коньяк.
И еще… В замечательном Реймском соборе есть и белорусские следы: часть витражей там расписывал Марк Шагал.
И вот, пожалуй, самый симпатичный и зеленый город во Франции, который удалось увидеть в поездке — город Мец — столица Лотарингии, откуда, кстати, и прямодушная Жанна, а там — замечательный Собор и Базилика. Витражи Собора тоже расписывал Марк Шагал. Изумительные росписи на темы Старого Завета. Кстати, витражи — самые большие во Франции. Здесь же — замечательное белое мозельское вино. Город немного напоминает Венецию — он тоже расположен на воде (на реке Мозель).
А еще в поездке была Варшава и единственный город в Германии — Бамберг, который тоже называют маленькой Венецией и самым счастливым городом, где живут самые счастливые немцы, судя по опросу. Мы наслаждались замечательными немецкими сосисками с кислой капустой и главной фишкой города — копченым пивом. Говорят, во время войны американцы не бомбили город, чтобы не повредить пивоваренный завод, выпускающий этот замечательный пенный напиток.
Что же я забыл? Ах, да! Париж! Город, который всегда с тобой. Но так, как я был тут не в первый раз, то увидел его снова… и не умер от восторга.
Бесполезно и банально что-нибудь добавлять про этот город. Вот и все! Лягушачьих лапок я так и не попробовал. Оставил на другой раз (может на даче рискнуть?)
Прощай, Франция! Прощайте фуа-гра и устрицы с шампанским! Здравствуйте, драники и сало, родные «Беловежская» и «Налибоки»! Здравствуй, синеокая!..
Станислав ВОЛКОВ