Художник Василий Ясюк: «Я не люблю непрофессионализм в искусстве»

«Настоящий художник в первую очередь — режиссер»

— Скажите, в чем разница между двумя понятиями: живописец и художник. И к какому из них вы относите себя?

— В первую очередь я, конечно, художник. А потом уже живописец, профессор Академии Искусств. Попробую объяснить разницу между этими понятиями как можно проще. Настоящий художник — он как режиссер. А живописец — актер. Но поймите, если взять самых лучших актеров и приказать им «сыграть фильм», у них ничего не получится. Для этого нужны режиссерские навыки. Так что художником становится только тот человек, который умеет режиссировать.

— А что он режиссирует?

— Можно отдельно нарисовать рыбку, отдельно — пейзаж. Это называется уметь написать что-то. Но картина должна быть цельной, чтобы можно было увидеть первый, второй, третий планы — вот это и есть режиссура.

Я требую этого и от своих студентов. Если к 5 курсу человек не умеет режиссировать, художника из него не получится. Он будет мастером, живописцем, но не художником. Можно и 20 лет проучиться, но так им и не стать, остаться любителем. Хороший художник имеет свой стиль. Почему три штриха Пикассо или Матисса — это уже искусство? Потому что они в первую очередь режиссеры, то есть настоящие художники.

— Что объединяет ваши работы?

— Люди, которые разбираются в искусстве, приходят в галерею, где висят тысячи картин, и запросто определяют, какие из них мои. Значит, у меня есть свой почерк, техника, свет. И это невозможно скопировать. Даже самый хороший художник не может на 100% скопировать работу другого. Это всегда будет только копия. Недостаточно просто написать тот же пейзаж, нужно положить мазок с такой же силой, с тем же настроением что и автор. А это невозможно.

Василий ЯСЮК

«В Германии мои работы расходятся миллионными тиражами»

— У вас были выставки не только в Беларуси, но и в Польше, Германии… Где ваши работы воспринимают лучше всего?

— Польский зритель ближе к нам по классическому понимаю искусства, практически все работы, которые я там писал, были куплены у меня поляками с первого пленера. Они любят меня, а я — их (улыбается, — авт.).

Но больше всего мне нравится в Германии. Я единственный художник из восточной Европы, чьи работы растиражировали в этой стране миллионными экземплярами, как Шагала и Кандинского. Это о чем-то да говорит! Для меня было приятным сюрпризом, когда под Новый год я зашел в обычный немецкий супермаркет и увидел там репродукции своих картин.

— А что самое главное в работе художника?

— Я бы сказал, что это широкий кругозор. Очень важно не зашориваться в каком-то своем мире, а путешествовать, смотреть, как работают другие мастера, учиться, принимать новые знания.

Вот в прошлом году я был в Ханое. Когда мне стало скучно, я купил холсты, стал в центре города, начал рисовать. Вьетнамцы сразу же заинтересовались! Собралось 2 тысячи человек, приехало телевидение, ко мне сбежались репортеры. Для них это было событие. Им так понравилась моя работа, моя манера и стиль, что местная Академия искусств сразу же купила работу и выставила в главном зале.

«Для художника главное — душа»

— Чем, на ваш взгляд, настоящее искусство отличается от китча?

— Я вообще не люблю непрофессионализм во всем, но в искусстве — особенно. Это не относится к народному искусству, его я очень ценю. Для настоящего художника главное — душа, чувства, умение выразить свои эмоции на холсте. Профессионал передает свои чувства, а любитель может просто попытаться их скопировать.

А еще, как бы пафосно это ни звучало, художник должен любить свою страну, свои корни. У него должно быть твердое понятие родины. Сколько моих знакомых уехало в Израиль, в США, но сейчас они никто. А вот Шагал остался белорусом до мозга костей — в этом главное искусство.

— Вернемся к насущным проблемам. Правда ли, что художник должен быть голодным?

— Когда я учился, нам говорили: если вы хотите кушать, идите рисовать и вы забудете о голоде. И действительно, так и было. Мы писали ночами, перекусив одним хлебом. Но сейчас я себе такого не позволяю. Для хорошей работы нужно много сил. Так что перед тем, как начать, я сначала плотно покушаю, подумаю, настроюсь, а потом уже работаю, пока не закончу картину. Не отвлекаясь. И порой чувствую себя по окончании совершенно опустошенным, как выжатый лимон. Я считаю, что голодный человек хорошую картину не напишет.

Кстати, известные художники 30-х — Машков, Кончаловский — брали к себе в ученики, руководствуясь в первую очередь не талантами, а физическими данными. Если человек был хилым и худым, то из него художника не получится, у него просто не хватит на это сил.

— Что самое необычное вы ели в своих путешествиях?

— В Польше однозначно самая вкусная еда, а еще там большие порции. Так что это мой личный кулинарный рай. Всегда, когда приезжаю в Польшу, ем много и с удовольствием.

А вообще как в искусстве, так и в кулинарии, сразу видно профессионала и непрофессионала. Я готовить не умею, но картошку и шашлык жарю как профессионал, это я вам точно говорю (улыбается, — авт.). Человек может быть художником в любой области, и в гастрономии тоже.

 

Ирина РОМАНИВА

Фото из личного архива В. ЯСЮКА