— Когда ты начала работать с кожей?
— Мне всегда нравилось творчество, и я попробовала себя во многих его направлениях: рисовала, шила, плела фенечки, делала какие-то поделки. Но почему-то все никак не могла остановиться ни на чем конкретном. После того, как я закончила университет, захотелось пойти на курсы, научиться чему-то новому. Судьба привела меня на курсы народных ремесел при БНТУ. Там было столько всего интересного, что я выбирала, наверное, целый месяц (улыбается, — авт.). Ну вот, к примеру, гончарное дело. Жутко интересно! Но как этим заниматься в домашних условиях? Или вот бисероплетение — можно делать столько красивых вещей! Но это занятие очень нудное и кропотливое — не для моего склада характера. В общем, когда список курсов подошел к концу, я увидела надпись «декоративная обработка кожи». И решила — была не была! Ну и результат: я нашла свое любимое дело, открыла скорняжную лавку (у Ольги интернет-магазин, где она продает свои изделия, — авт.) и очень рада, что когда-то сделала выбор в пользу именно этих курсов.
— Что запомнилось больше всего за время обучения?
— Я училась почти год. И за это время узнала очень много нового. Когда я только пришла, то понятия не имела, что вообще можно делать с кожей. Оказалось, что это вообще очень универсальный материал. Кожу можно использовать и как ткань, и как украшение — элемент декора, и как твердый материал — замену дереву, глине. С искусственной кожей я практически не работаю, потому что из нее многое просто невозможно сделать.
— Есть какие-то специфические инструменты для работы с кожей?
— В принципе, они есть. Только в Беларуси сложно достать что-то кроме пробойников (инструмент, с помощью которого в коже делают отверстия, — авт.) и ножей. Иногда возникает чувство, что у нас кожей вообще никто не занимается. Так что лично у меня в ход идут все подручные средства: от канцелярских ножей до гвоздей и вязальных спиц (улыбается, — авт.).
—А где ты берешь кожу? В ход идут старые вещи или материалы где-то можно купить?
— Это вообще больная тема для скорняков, особенно у нас. Мало того, что инструментов не достать по всей Беларуси (и даже в России их мало, приходится заказывать из Америки), то еще и с самой кожей проблемы. Еще когда я училась ремеслу, то собрала подчистую всё, что было дома у меня, у друзей, знакомых. Потом поняла, что нужно искать другие источники, не то в ход пойдут не такие уж ненужные вещи (смеется, — авт.). На самом деле в Беларуси немало кожевенных предприятий, которые выделывают кожу на продажу. Но приехать и купить нужное количество кожи — достаточно дорого, да и не хотят они продавать такими маленькими кусочками — у них заказывают кожу целыми «листами». Но при этих же предприятиях всегда есть остатки, ненужные отрезы. Они идут на выброс, при желании это можно купить.
— То есть они ее выбрасывают, но бесплатно взять нельзя?
— Да, и в этом весь парадокс. «Объяснение» такой глупости, конечно, есть: на предприятии учитывается каждый грамм, ничего не должно пропасть. Так что приходится ковыряться в остатках, выбирать понравившиеся и покупать.
— Какими качествами должен обладать человек, занимающийся твоим делом?
— Я считаю, что научиться можно всему. Нужно только очень этого хотеть. Но чтобы делать что-то действительно эксклюзивное, интересное, необходимо иметь что-то больше, чем просто упорство. Не могу сказать, что мои работы уникальны, но сейчас я делаю кое-что не совсем обычное: я выжигаю на коже рисунки, орнамент. Пока не видела, чтобы кто-то еще занимался этим.
— Что у тебя чаще всего заказывают?
— Люди часто просят сделать украшения: браслеты, серьги, заколки. В подарок заказывают обложки для паспорта или записной книжки, шкатулки, «ловцы снов» — такие обереги, отгоняющие дурные сны. Да много всего! Самое интересное, что не бывает двух одинаковых работ, и если кто-то захочет себе сережки «как у подруги», они не получатся идентичными прошлой работе. Это все же ручная работа, кожа всегда ведет себя по-разному, да и мне самой нравится экспериментировать.
Больше всего я жду момента, когда я увижу перед собой итог своей работы — готовое изделие. Непередаваемое чувство — что ты сделал это своими руками, в прямом смысле слова создал что-то. А вообще мне, конечно, нравятся все этапы работы с кожей. Она всегда ведет себя непредсказуемо: может сжаться и скрутиться при варке, не туда загнуться при подогреве — в общем, скучать не дает (улыбается, — авт.).
— Много времени занимает работа над изделием?
— Всегда по разному. Когда делаешь то, что любишь, то не замечаешь усталости и бывает, что работа с кожей настолько захватывает, что только посреди ночи, заканчивая какой-нибудь элемент, понимаешь, что работаешь уже много-много часов подряд.
— Какую самую необычную вещь ты делала?
— Надеюсь, что это еще впереди! Мне нравится делать необычные вещи, и хочется, чтобы таких заказов было больше. Скоро я буду работать над одним таким: меня попросили сделать светильник, декорированный кожей. Такого я еще не делала, думаю, это будет что-то невероятное. Мне уже не терпится начать!
— Интересно, результат твоей работы зависит от того, с каким настроением ты подошла к делу?
— Если у меня плохое настроение, то я стараюсь вообще не подходить к коже. Она будет сопротивляться и ничего хорошего не получится. А вот если у меня, например, болит голова или я просто плохо себя чувствую, то берусь за дело — и через несколько минут увлеченной работы все проходит. Такой вот лекарь эта кожа (улыбается, — авт.).
Ирина РОМАНИВА
Фото автора