Валерий Кащеев: «Я — антикулинарный человек»

О театре

— Валерий, как вы недавно отметили День театра?

— Встречался с актерами Республиканского театра белорусской драматургии, где работал с 1995 года. Из государственного театра я ушел в связи с тем, что не мог совмещать работу там и на телевидении. Они часто приглашают меня на различные мероприятия и премьеры. У меня ностальгия по этому времени. Сейчас я задействован в двух спектаклях — комедии «Сублимация любви» и «Танго втроем». А еще я работаю в Академии искусств — преподаю актерское мастерство на заочном отделении актеров театра и кино (сейчас работаем над дипломным спектаклем) и курс «режиссер телевидения».

— Вы строгий преподаватель?

— Не знаю. Наверное, нет. У меня специфический предмет — актерское мастерство. Там нет парт, и билеты на экзамене тянуть не нужно. Это репетиции, этюды, отрывки из спектаклей… То, что мои студенты показывают на экзамене, проходит через меня — до экзамена. Я лоялен и терпелив, потому что в этой профессии нельзя сразу добиться результатов. Люди по-разному развиваются. Кто-то сразу схватывает, а кому-то нужно время. Нужно быть осторожным, чтобы не убить желание выйти на площадку. Первый семестр или второй — это не итог работы, это очередная ступень. Мои требования многоступенчатые. Если я вижу рост от семестра к семестру, это меня устраивает. К счастью, случаи, когда студенты не хотели заниматься, можно пересчитать по пальцам.

— Расскажите о своих работах в кино…

— В минувшем году я много снимался: были интересные предложения, много работы и большие роли. В основном это сериалы: в одном из них (рабочее название «Рейдеры», 24 серии) у меня была одна из главных ролей — я играл профсоюзного деятеля, очень положительного героя, радеющего за свое дело. Он был неспокойный человек с трагической судьбой. Почему мне это так понравилось? Дело в том, что частенько в сериалах выполняешь какую-то функцию — криминалист, врач, уголовник… А здесь была история жизни. Второй сериал назывался «Трое», тоже интересная компания актеров собралась — Стеклов, Коневский... Самое удивительное, что все съемки были ночными. Целую неделю провели на заводе — нашли для съемок какой-то полуразрушенный заводик. Мы очень шумели по ночам, и жители соседних домов жаловались — сплошные машины, гул, шум… Кому понравится?

— Это были московские проекты?kasseevlusia

— Да. В наши проекты я как-то не попадал. Нельзя попасть абсолютно во все фильмы, верно? От чего-то сам отказываешься. На эпизоды тоже не стоит соглашаться. Есть такое правило: если начнешь сниматься в эпизодах, то до конца жизни в них останешься. Хотя на всех главных ролей тоже не хватает.

— Бывает, один удачный эпизод, где задействован известный актер, буквально спасает весь фильм, и люди только ради этого эпизода ходят в кинотеатры…

— Бывает, — соглашается Валера. — Вспомнить ту же Раневскую — у нее ведь не было главных ролей. Но она была настолько яркой, что они ей были не нужны. Любой эпизод, сыгранный ею, запоминался. А это мало кому удается. И, как бы там ни было, основная нагрузка ложится на главных героев. Так что… Но в любом случае талантливо сыгранный эпизод украсит фильм.

— У вас много ролей… Каких героев было больше — положительных или отрицательных?

— У меня не так много злодеев, я больше играл положительных героев — лицо у меня доброе. Военных много играл, можно сказать — на площадке карьеру сделал: начинал с капитанов, дослужился до генералов. Чиновников, врачей играл очень много… Были характерные работы несколько лет назад. Одна из них — в фильме «Киднеппинг». У меня там была не свойственная мне роль (и непривычная для окружающих, которые меня знают) ловеласа и соблазнителя девушек. Весь такой с бантиками, утонченный… А еще в моей киношной судьбе была мафиозная организация с трагическим концом — меня зарезали в собственной машине.

— Есть ли роль, которую вы мечтаете сыграть?

— Не думал об этом. Возможно, если бы я сразу после школы поступил в театральный институт, то у меня была бы мечта — сыграть, скажем, Гамлета. Но я пришел в театр, будучи вполне взрослым человеком, после политехнического института, имея за плечами специальность режиссера драмы… Я был счастлив одним тем, что работаю в театре, что имею возможность выйти на площадку. Возможно, хотелось бы сыграть больше классики. Так сложилось, что в Театре белорусской драматургии мы ставили произведения современных авторов, а классики было мало. Вот этот недостаток я пытаюсь компенсировать в работе со студентами.

— Какую роль вы никогда в жизни не хотели бы сыграть?

— Сложно сказать. Опять же, все зависит от сценария. Но я считаю, что если в спектакле или фильме нет какого-то нравственного момента в конце — так называемого света в конце тоннеля, то не стоит даже браться за эту роль. Если в фильме только сплошное проявление зла и насилия, то я там точно сниматься не буду.

— А когда уголовника убивают в машине — это, по-вашему, свет в конце тоннеля?

— Ну, это не так глобально. Скорее это нравственный урок для всех остальных: смотрите, что вас ожидает, если вздумаете совершать преступления!

О женщинах

— Вы вместе с Люсей Лущик каждое утро помогаете стране просыпаться. Кто вы больше — актер или ведущий?

— Программа «Наше утро» не новостная, здесь можно импровизировать и играть. В этом мне очень помогает актерский опыт. Но телепрограмма — это не спектакль. Здесь не требуется перевоплощения и изображения жизни другого человека. Я все равно остаюсь собой. У нас с Люсей сложился замечательный тандем, и мне это очень нравится.

— Ну, ваш тандем видит вся страна… А как насчет тандема в повседневной жизни?

— Я не склонен приоткрывать завесы. И не думаю, что это так уж интересно. Живу и живу.

— Давайте тогда поговорим об идеалах. Идеальная женщина глазами Валерия Кащеева…

— Если бы мне было двадцать лет, я бы сказал: блондинка с карими глазами. А теперь, когда мне уже почти в два раза больше, мои предпочтения, естественно, изменились. Начинаешь ценить не только внешность, но и то, что этот человек собой представляет. Обязательно должны присутствовать классические женские качества — доброта, нежность, забота. И еще идеальная женщина всегда должна быть в хорошей форме, следить за собой.

— А мужчина, который рядом с такой женщиной?

— А мужчина — просто обязан! Мужественность, которая дана природой, нужно поддерживать. Я стараюсь посещать бассейн, спортзал. Тренажеров дома, правда, нет. Да и незачем мне качать мышцы. Главное, чтобы тело было гармоничным и послушным. Актеру при его профессии не нужны мышцы, но он должен владеть своим телом, несмотря на возраст. Зритель не должен видеть болезнь, недостатки или физическое несовершенство. Приходя в театр, он должен получать эстетическое наслаждение.

О еде

— А как по-вашему, можно получить эстетическое наслаждение от красиво украшенного кулинарного произведения?

— Можно. Хотя лично я готовить не умею. Могу, конечно, сварить суп или пожарить мясо, но это ведь все умеют! Так что я антикулинарный человек.

— Вы считаете, что готовка — не мужское занятие?

— Отнюдь не считаю. Просто как-то не складывалось. Сначала мама все готовила, потом появилось много всяких полуфабрикатов… В общем, у меня не было необходимости развивать свои кулинарные способности. Ну, рыбу почистить могу, если нужно. Яичницу могу приготовить.

— А любимое блюдо у вас есть?

— Нет. Я не гурман, и к еде отношусь совершенно спокойно. Я не приверженец какой-то определенной кухни. Если под настроение захотелось суши, то будем есть суши. Если драников — то приготовим драники. Необязательно, чтобы были какие-то изыски. Овощи и фрукты мы покупаем чаще всего на Раковском рынке, за другими продуктами отправляемся в гипермаркет «Корона» - это недалеко от дома и очень удобно. Да и ассортимент радует…

— Как представитель богемы, вы, наверное, посещаете рестораны?

— Нет. Только если приглашают на дни рождения. Не пристрастился к таким заведениям. Вообще не люблю шумные застолья — я там всегда начинаю грустить и скучать. Не люблю и вечеринки с танцами. Понимаю, что кому-то это нравится. Но если люди танцуют и веселятся, то я лучше посижу в сторонке и посмотрю на них.

— Предпочитаете отдыхать дома у камина?

— Действительно, это лучший отдых. Жаль только, у меня нет камина. Но все равно… Или на природе. Неплохо было бы и дачу иметь… Хорошо, у нас недалеко от дома есть хороший сквер. Там и гуляем, когда захочется подышать свежим воздухом.

Елена НОВИК