«Я вообще вялых не люблю… В них жизни нет»

tradeХотя «Рублёвский» самая крупная торговая сеть Беларуси, у ее директора редко звонит телефон — благодаря умению организовывать не только себя, но и других. 28 магазинов, 2 тысячи человек — а все работает как часы. Как бы само собой.

— Наталья Сергеевна, за этой четкостью, конечно же, стоит огромный труд. Говорят, вы пришли в проект, когда «Рублёвский» объединял 10 магазинов. Как вы смогли добавить еще 18?

— К нам сами обращались руководители магазинов, не имеющие дальнейшей возможности работать. Эти магазины были в жутком экономическом и техническом состоянии. Без оборотных средств, с постоянно наведывающимися кредиторами… Все предприятия, которые пришли под бренд «Рублёвский», не были государственными. Мы приводили их в порядок, делали ремонт, приобретали новое оборудование, обучали персонал — и начинали хозяйствовать по установленным стандартам, руководствуясь Правилами торговли. Но мы прирастали и вновь построенными торговыми объектами — за счет собственных инвестиций.

— Среди ваших правил есть, например, требование, чтобы у продавцов светились радостью глаза при встрече с покупателем, как, по рассказам, учат персонал «Макдональдса»?

— Такие задачи для наших сотрудников прописаны в нашем внутреннем документе «Регламенты и стандарты сети универсамов «Рублёвский». В том числе требование к продавцам быть приветливыми, учиться мягкому общению с людьми. Запрещается, например, произносить фразы «Я не знаю», «Это было до меня», «А вы сами что, не видите?», отвечать вопросом на вопрос, демонстрируя свое остроумие.

Наша система мотивации подстегивает персонал, дисциплинирует, позволяет добиться поставленной цели, при этом ответственный сотрудник будет премирован, а неинициативный, неответственный просто не получит дополнительный заработок. Основной оклад у всех примерно одинаковый.

— «Рублёвский» знаменит прежде всего своими распродажами. Скажите, на какие именно товары вы делаете ценовые скидки? Может быть, на те, срок реализации которых истекает?

 — Мы не берем в сеть товар с истекающими сроками годности. Идея проведения распродаж со снижением цены родилась вскоре после Нового года. Конечно, само слово «распродажа» известно было и до нас, но тот смысл, который мы вложили в данное мероприятие, глубже, чем просто реализация товара по сниженной цене. После Нового года выросли цены на многие товары, отгрузки шли крайне неритмично, производитель выжидал. Покупатель не знал, что ему делать, каждый день менялись цены, люди скупали технику, крупы — запасались кто чем может. Обстановка была нервная, ежедневно сталкивались с конфликтами. Объем продаж начал падать. Было принято решение помочь гражданам адаптироваться к новым условиям, разделить с ними трудности, дать им прочувствовать нашу заботу, быть солидарными с ними на деле, а также распродать товарные запасы, отвлекающие оборотные средства.

При этом мы агитировали поставщиков снизить оптовую надбавку и до минимума сняли свою торговую наценку. К тому же товары выбирались таким образом, чтобы в списках распродаж присутствовали продукты из различных товарных групп. В итоге был составлен список постоянных участников наших распродаж: Минскрыбпром, «Белрыба», Борисовский мясокомбинат, «Молочный мир», АВС, «Старая крепость», «Оливария», «Дарида», Минский завод безалкогольных напитков, «Брандко», Интерактивгрупп, «Ромакс». По договоренности с ними цены удалось снизить в среднем на 50%.

Это был адский труд! Невозможно было прогнозировать объем продаж, товар заканчивался, надо было искать замену. Но мы выдержали это, хотя были допущены просчеты. И приросли покупателями — в среднем по сети дополнительно пришло 7,5 тысяч! И теперь мы получаем многочисленные звонки от покупателей с благодарностями и с традиционным вопросом — а когда будет следующая распродажа? Акции в «Рублёвском» проходят каждый месяц.

— В чем заключается ваш уникальный опыт продвижения отечественных товаров?

— Главная идея — отдать лучшие места белорусским производителям, то есть размещать товары в зоне наибольшей концентрации внимания плюс увеличить под них торговые площади. И вы знаете, я еще раз убедилась: продавать белорусское торговле выгодно, так что это нормальное требование. Продажи продукции «Коммунарки», «Слодыча», «Крынiцы», «Дариды», «Оливарии», «Кристалла», Минского завода безалкогольных напитков в мае 2009 года по сравнению с маем 2008 года по нашей сети выросли минимум на 45%, а есть и на 100 и даже на 207%. В магазинах сети «Рублёвский» продажи отечественных товаров сегодня составляют около 80%.

— Ваша семья вас понимает? Ведь вы рано уходите из дома, поздно возвращаетесь… Как любая деловая женщина.

— У меня прекрасная семья, в которой полное взаимопонимание. Хотя мы с мужем Сергеем Георгиевичем живем вместе 36 лет, он до сих пор очень трогательно ко мне относится. Дочь Вика — тоже прекрасный состоявшийся человек. Я не знаю чувства одиночества, о котором говорят другие женщины.

— В «Рублёвском» всегда такой большой ассортимент товаров, что глаза разбегаются… Какие в лидерах продаж?

— Их очень много. Это яйцо Д-1, «Советское шампанское» Минского завода шампанских вин, пиво «Оливария Золотое», молоко 3,2% гормолзавода №1, «Российский сыр» Березовского маслосырзавода, «Беловежские сыры» Ошмянского сыродельного завода, мороженое «Каштан» Минского хладокомбината №1, сметана «Столичная» гормолзавода №2, хлеб «Водар» хлебозавода №7 «Автомат», «Нарочанский» и «Радзивилловский» хлебозавода №2, конфеты «Коммунарки» — и этот список можно продолжать долго… Все это товары отменного качества.

— Кем вы мечтали стать в детстве?

— Библиотечным работником, как моя мама. Я росла среди книг. Мама рано умерла. Когда умер папа, я еще и в школу не ходила. Он воевал, имел ордена и серьезные ранения. Меня, десятилетнюю девочку, взяли на воспитание тети в Минск, здесь жила и бабушка (мамина мама). Окружили меня любовью и заботой. Воспитание шло не по Макаренко. На меня никто никогда не кричал, не оскорблял — все старались не дать мне почувствовать сиротства, что называется, баловали. Тогда я оценить это не могла, но тетя мне очень многое дала — была очень сильной личностью. Ее, к сожалению, уже давно нет. Сегодня жива и здорова только мамина младшая сестра. Мы с ней близки.

— Ваше любимое блюдо?

— Готовить я люблю и многое умею. Для меня накрыть стол — не проблема. Люблю принимать гостей. В нашей семье прекрасно готовит и мой муж. Он больше любит с мясом творить, на открытом огне. Его коронные блюда — плов узбекский, лагман, сациви, уха, борщ. Вообще-то все, за что он берется, получается очень вкусно! Я готовлю совершенно по-другому. Конечно, концепция определяется пожеланиями и настроением. Мы в семье обращаем внимание на качество продуктов и не любим готовить «кашу из топора».

Практически постоянно готовим первое. Это либо бульон, либо суп-пюре, луковый суп по-французски, борщи, грибной суп. Типичный завтрак для меня — творог, чашка кофе с молоком, могу еще бутерброд съесть. Обед как случится, а ужин зависит от того, как я провела день. Согласна, это плохо... Мы в семье устраиваем по выходным дням настоящие обеды с близкими друзьями. Всем ведь необходимо общение. Обычно это 6-8 человек. Любимых блюд у меня много. Это и белорусские колдуны, и настоящие котлеты из трех видов мяса (свинина, говядина, баранина), запеченная телятина, налистники с икрой, паста с морепродуктами, а также, конечно, фаршированная рыба. У каждого из этих наших блюд есть свои почитатели.

Пожалуй, расскажу, как я готовлю фаршированную рыбу. Для этого подойдет крупный карп (которого в Беларуси сегодня достаточно и по доступной цене), судак, щука. Главное, чтобы рыба была свежая. Чистится она обычным способом: надрезается голова, достаются внутренности, не надрезается брюшко. Подготовленную рыбу порезать на куски 5-6 см и аккуратно ножом зачистить мясо, оставив на коже слой не более 0,5 см. Из мяса вынуть кости и приготовить рыбный фарш, добавить в него 1 луковицу, натертую на мелкой терке, 2 яйца, 250 г белого хлеба, предварительно замоченного в воде, перец черный, соль и сахар по вкусу. Фарш с добавленными ингредиентами тщательно взбить, после чего заполнить кусочки рыбы этой массой. Приготовить и почистить одну свеклу среднего размера, 2 моркови, 2 головки репчатого лука. В кастрюлю с толстым дном положить вымытую шелуху от лука, слоями уложить свеклу, морковь, лук и фаршированную рыбу, затем слои повторить. Голову тоже почистить, начинить фаршем. Все это залить холодной водой (в некоторых источниках указана горячая). Дать рыбе закипеть, после чего она на слабом огне готовится 1,2-1,5 часа. У нас все любят это вкусное и полезное блюдо. В нашей семье бытует мнение, что после отъезда моей приятельницы в Бостон (США) у меня нет конкурентов. Нескромно, но это правда.

В приготовление надо вкладывать душу, готовить с хорошим настроением, а не относиться к этому как к обязательному мероприятию. Главное — понимать, что блюдо будут есть родные люди. Это и является моим кулинарным секретом!

Нина ЯНОВИЧ