PlanetRetail подготовил обзор европейских рынков

Об этом говорится в последнем обзоре рынков, подготовленном старшим аналитиком по ритейлу компании PlanetRetail Милошем Рибой (Milos Ryba).

В настоящее время розничный рынок стран ЗЕ достаточно однообразен, в отличие от ЦЕ и ВЕ. Отметим также, в странах ЗЕ и ЦЕ рыночная доля ведущей пятерки ритейлеров составляет от 30 до 60%.

Однородность розничного рынка ЗЕ выражается в одинаковых темпах роста почти всех используемых торговых форматов. С минимальным опережением там идут дискаунтеры и Convenience store, которые, по оценкам PlanetRetail, до 2014 года вырастут на 5-6%.

В странах ЦЕ формат дискаунтеров значительно преобладает и будет наращивать свою популярность.

Возможно, будь он полноценно представлен восточнее, он был бы не менее успешен и там. Но магазины постсоциалистических государств, прежде всего России, выдающие себя за дискаунтеры, по оценкам экспертов, не являются таковыми — у них иная ассортиментная и ценовая политика. Поэтому самый быстрый рост в этом регионе имеют такие форматы, как «гипермаркет» и «Cash&Carry», которые к 2014 году прибавят 13-16%.

По оценкам М. Рибы, в странах ЗЕ в ближайшие 5 лет лидером останется Carrefour. Однако французский ритейлер продолжит терять свою долю рынка, отступая перед натиском Tesco и Schwarz Group (сеть дискаунтеров Lidl и гипермаркеты Kaufland). Западноевропейские продажи Tesco в ближайшие 5 лет могут вырасти почти в 2 раза.

Еще менее стабилен рейтинг ритейлеров ЦЕ, где сейчас самую большая рыночная доля принадлежит Metro Group. Прогнозируется, что к 2014 году эта компания будет иметь объема продаж в 13 млрд. 364 млн. EUR против 18 млрд. 275 млн. EUR у обогнавшей ее Schwarz Group.

А вот в торговле ВЕ смены лидера не произойдет — им останется российская компания X5 Retail Group, которая к 2014 году по объему продаж (18 млрд. 351 млн. EUR) сравняется со Schwarz Group. По мнению PlanetRetail, в России иностранные ритейлеры еще долго будут оставаться в тени местных компаний.

Самые же успешные и быстрорастущие сети Европы на сегодня и ближайшие 5 лет — мягкие дискаунтеры Lidl и Biedronka.

 

Справка «ПР»

В 2009 году продажи Schwarz Group составили 59 млрд. EUR. При этом, 72% доходов поступает от дискаунтеров Lidl, и только 28% — от «компактных гипермаркетов» Kaufland.

Lidl — лидер в формате «дискаунтер» и второй по величине оператор «гипермаркетов» в странах ЦЕ. Такие позиции — результат агрессивной экспансии (представлен в 26 европейских странах). Мягкие дискаунтеры Lidl имеют в ассортименте 2.000 наименований товара при торговой площади 700-1.000 м.кв. Продажи товаров СТМ дают до 70% оборота.

Biedronka (управляющая компания — Jeronimo Martin's) — феномен среди польских дискаунтеров. Компания растет впечатляющими темпами и к 2014 году может удвоить свои продажи. 1.500 ее магазинов размещены в спальных районах, имеют торговую площадь по 550 кв. м и ассортимент в 1.000 SKU. Товары СТМ (в основном от местных производителей) обеспечивают 60% оборота.

Tesco Express — формат Convenience store, с которым компания Tesco вышла на рынки ЦЕ. На торговой площади в 300 кв. м. размещается 3.000 SKU, при этом акцент делается на продукты, которыми покупатели могут быстро пообедать или перекусить во время работы, готовых блюдах, а также фруктах и овощах.

Инга БОЙКО