Здоровое питание: одна из самых перспективных рыночных ниш практически не занята

Верно или нет затасканное выражение: «Ты есть то, что ты ешь», но об экологически чистых продуктах в Беларуси пока говорят редко. И хотя на государственном уровне принимаются концепции здорового питания, а в школах проводятся специальные уроки, во время которых детишки могут не только услышать о том, что есть полезно, а что вредно, но и попробовать здоровые продукты, все это привлекает внимание лишь единиц.

К сожалению, реже всего в данном контексте упоминаются экологически чистые продукты. Но тому есть простое объяснение: население страны не настолько богато, чтобы покупать такой ассортимент. Экологически чистые овощи и фрукты, мясо и молоко иногда в десятки раз дороже своих менее полезных массовых аналогов.

Их производство требует отказа от методов интенсивного земледелия, от использования гормонов и антибиотиков в животноводстве и химических средств при переработке животного и растительного сырья. Органические продукты не содержат искусственно синтезированных Е-добавок и генетически модифицированных компонентов, они произведены и упакованы без использования консервантов. Мясные и молочные продукты должны поступать только от тех животных, которые питались натуральными кормами, лечились гомеопатическим средствами и фитопрепаратами. Выпас таких животных должен производиться только на сертифицированных пастбищах, где 3 года не использовались химические удобрения и пестициды, которые с мясом и молоком могут попасть в организм человека.

Понятно, что обеспечение такого уровня безопасности — очень дорогое удовольствие. Поэтому органические продукты питания стоят дороже обычных.

Например, как рассказал в беседе с корреспондентом «ПР» соучредитель готовящегося к открытию первого в Беларуси магазина натуральных продуктов Василий Юнцевич, литр «чистого» молока в России продается за 10 USD. Если сравнить эту цифру с ценой обычного молока, предлагаемого белорусскими универсамами в такой же упаковке, то получится, что покупателю предлагается платить за тот же продукт, пускай и изготовленный без применения вредных веществ, раз в 15 дороже! Мягко выражаясь, к этому готов не каждый белорус. А если к цене придется добавлять стоимость транспортировки «здорового» молока из РФ (у нас такое производство отсутствует), то можно с уверенностью утверждать, что экономически приемлемого объема сбыта не будет.

Создатели первого в Беларуси «здорового» магазина решили пойти другим путем. «Имеет смысл вместо экологически чистого молока продавать простое деревенское, которое не подвергалось стерилизации и не содержит никаких добавок. Мы считаем, что такой продукт будет пользоваться спросом благодаря его потребительским качествам, а также цене», — приоткрыл свои планы Василий Юнцевич.

Вообще, считает предприниматель, если бы в стране возникло хотя бы малейшее предложение экологически чистых продуктов, спрос на них обнаружился бы.

По мнению управляющего партнера компании «Центр «Конкордия Инвест» Ирины Дятловской, целевая аудитория экологически чистых продуктов питания — это «покупатели-новаторы», которые любят пробовать что-то новое, а также граждане, имеющие доход выше среднего. И. Дятловская убеждена, что таких, по крайней мере в Минске, найдется немало.

Кроме того, как считает В. Юнцевич, если торговля (в первую очередь, надежда здесь на частный бизнес) не будет «провоцировать» развитие сегмента экологически чистых продуктов питания, то он и не будет развиваться. По его словам, Беларусь отстала от мировой тенденции развития «здоровой индустрии» на многие годы, а от России и Украины — лет на пять.

Впрочем, и у наших соседей до сих пор нет нормативно-правовой базы, которая бы регулировала сферу производства и распространения экологически чистых продуктов питания. Тем более нет ее у нас. И этим пользуются различные промышленные предприятия: они обозначают свою продукцию как натуральную, экологически чистую, хотя таковой она не является.

Сейчас в Беларуси сложилась практика установления одинаковых закупочных цен на все продукты питания вне зависимости от их происхождения. Поэтому в магазинах можно, наверное, встретить овощи, выращенные в условиях органического земледелия, однако опознать их вряд ли удастся. При этом фермеры, которые тратят усилия и ресурсы на поддержание максимальной чистоты своей продукции, в связи с этим терпят убытки. Сеть магазинов, которая бы специализировалась на продаже «здоровых» продуктов питания, помогла бы поддержать таких производителей.

Четкой дифференциации предложения способствовала бы сертификация. Некоторые фермеры уже сейчас выражают желание пройти эту процедуру и получить документ, удостоверяющий экологичность их продукции.

Определенную роль в развитии данного направления на первом этапе сыграет импорт. И на этот счет уже есть определенные планы.

Так, например, в 2012 году из Молдовы в адрес ЗАО «Минский завод виноградных вин» будет поставлена партия экологически чистого вина. Стоить оно будет, по предварительным оценкам, на 25-30% дороже, чем обычное вино схожих параметров. Как считает Ирина Дятловская, именно столько потребители готовы доплачивать за натуральность. И магазин, специализирующийся на данном ассортименте, именно такую ценовую дельту должен будет взять за основу.

По словам генерального директора Vinaria din Vale (Молдова) Владимира Давидеску, в 2011 году компания соберет первый урожай винограда, выращенного в экологически чистых условиях, на почвах, которые не менее 3 лет «отдыхали» от химических удобрений. Ягоды, а потом и полученное из них вино пройдут экспертизу по нескольким десяткам параметров, и если подтвердится, что в них действительно нет никаких искусственных добавок, будет оформлен соответствующий сертификат. Это первый опыт производства подобной продукции в Молдове. В дальнейшем направление экологического виноделия планируется активно развивать, потому что экологически чистые продукты, в том числе и вина, очень популярны в Европе, и на постсоветском пространстве их популярность также начинает расти.

Василий Юнцевич рассказал, что наиболее дорогими продуктами в магазине будут импортированные из-за рубежа. Учитывая, что в Беларуси этот сегмент почти не развит, на начальном этапе на прилавках будет большая доля импорта, однако со временем ее предполагается заместить белорусскими аналогами. Ориентиром для прогнозов здесь может служить тот факт, что в специализированных сетях соседних стран на долю импорта приходится до 40% продукции.

В целом перспективы у отечественного рынка экологически чистых продуктов, по мнению экспертов, радужные. Тем более, что он будет развиваться как часть сегмента здорового и функционального питания, который уже имеет определенные объемы и инфраструктуру.

Правда, под здоровым питанием в Беларуси почему-то понимается диетический ассортимент. И когда в наших магазинах появились полки с соответствующим названием, на них начали размещать именно диетические продукты: хлебцы, завезенные из России, мюсли того же происхождения. Чуть позже вспомнили и о сое, поместив ее на эти полки, и об отрубях, которыми до недавнего времени в основном кормили животных, а не людей.

Сегодня рынок здорового питания представлен в основном продукцией российского и белорусского производства. Причем по некоторым позициям отечественные поставщики смогли заместить импортные аналоги, а по другим это не удалось.

Так, большинство видов мюсли, выставленных сегодня на полках наших магазинов, произведено в РБ. Их изготавливает ООО «Добрый день». В качестве сырья предприятие использует как отечественные злаки, так и импортные сухофрукты и орехи. При этом в зависимости от вида мюсли соотношение сухих хлопьев и фруктов с орехами варьируется, что позволяет покупателю выбирать продукт под себя. Мюсли белорусского производства в целом дешевле, хотя по верхней границе ценового диапазона они сопоставимы с самыми дорогими российскими марками.

Однако это, пожалуй, единственный продукт здорового питания, который представлен в рознице преимущественно отечественной продукцией. По остальным позициям наши предприятия серьезно уступают заграничным конкурентам.

Самым крупным импортером продукции здорового питания является УП «Здоровый продукт». Эта фирма завозит практически все, что относится к данной товарной категории, начиная от различных хлопьев и заканчивая хлебцами и сухофруктами. Узнать об объемах импорта «Здорового продукта» оказалось невозможно: на предприятии категорически отказались говорить с журналистом.

Впрочем, это не удивительно, ведь до последнего времени это УП было фактически монополистом на рынке здорового питания. И только совсем недавно у него появились конкуренты с продукцией собственного производства.

Так, в конце весны текущего года о намерении изготавливать здоровое питание заявил крупнейший белорусский производитель снеков — компания «Онега». «Выпуск линейки продуктов здорового питания — это наш вклад в решение одной из важнейших задач, которую мы перед собой ставим, — приобщение белорусских семей к правильному питанию и ежедневному употреблению здоровых продуктов», — говорит директор «Онеги» Сергей Метто.

Кроме этой, действительно важной и актуальной задачи, здесь есть и здравый экономический расчет. Как заявил сам С. Метто в интервью газете «Ежедневник», сейчас «снековая группа и другая обжаренная продукция во всем мире «падает», а рынок здорового питания растет». Так что начало выпуска «чипсовым» заводом такого рода альтернативной продукции может оказаться очень кстати.

«Рынок находится в зачаточном состоянии, — отмечает С. Метто. — Это еще только эмбрион, поэтому ниша совершенно свободна. В белорусских магазинах полки здорового питания были введены еще лет пять назад, но вопрос их наполнения остается актуальным до сих пор. Я замечал несколько раз в магазинах женщин, которые стоят возле полок с хлебцами и внимательно читают надписи на упаковках. На сегодняшний день спрос на здоровое питание в Беларуси значительно превышает предложение, поэтому людям очень сложно выбрать нужный им продукт. Поставщики здорового питания разрозненные. В основном к нам завозят российскую продукцию самых разных производителей. На рынке нет ни одного четко оформленного бренда, чтобы люди могли сформировать свои предпочтения. Поэтому потребители, выбирая здоровое питание, вынуждены проводить у полок очень много времени».

Получить от «Онеги» информацию о первых результатах работы в сегменте здорового питания также не удалось. Однако очевидно, что спрос на такую продукцию продолжит рост. Поэтому в ближайшее время существующие игроки постараются занять максимально большую долю рынка. И не исключено, что скоро мы услышим и о новых производителях, которые сочтут, что на здоровье потребителей можно заработать.

Алесь СЕРЖАНОВИЧ

В целом перспективы у отечественного рынка экологически чистых продуктов, по мнению экспертов, радужные. Тем более, что он будет развиваться как часть сегмента здорового и функционального питания, который уже имеет определенные объемы и инфраструктуру.