Вспомните «Красотку»
Даже самым «породистым» торговым заведениям БРИТАНИИ пришлось в свое время извлечь горькие уроки из своих попыток пыжиться и чваниться. Так, к примеру, в конце 90-х наделала шуму история о том, как американская туристка подала в суд на самый престижный универмаг Англии «Хэрродс» и как этот иск универмаг с треском проиграл. А суть скандальной истории заключалась в следующем. Универмаг, который в ту пору был любимым местом шопинга мега-звезд шоу-бизнеса и толстосумов всех континентов, учредил правило: дурно одетую публику в магазин не пускать. Швейцару вменялось в обязанности вежливо, но неуклонно производить отсев клиентов. Но в один злосчастный для «Хэрродса» день на распродажу в него пожаловала веселая бальзаковского возраста американка в шортах, майке и сандалиях. И когда даму из Нового Света не впустили в магазин, оскорбленная покупательница подняла страшный шум. Инцидент попал в британские газеты и... в суд. Выяснилось, что «Хэрродс» спугнул клиентку весьма состоятельную, а ее неподобающий прикид на самом деле был дорогостоящим, от ведущих мировых домов моды. Магазин долго извинялся, что-то там американке компенсировал, а швейцары его с тех пор стали с поклоном открывать двери даже самым отъявленным хиппи.
Позавидуем британцам
Простым смертным тоже грех жаловаться на британские магазины. Правами и свободами здешний потребитель явно не обделен. Так, никто и никогда не потребует у вас сдавать сумку в камеру хранения. Таковых просто не существует. Можно зайти в магазин хоть с рюкзаком, и никто никогда не поинтересуется, что у вас в нем.
Без проблем складываются и взаимоотношения покупателя с приобретенным товаром. Если дома вам вдруг разонравилась свежекупленная кофточка, ее можно смело нести назад в магазин. Особых объяснений от вас не потребуют. «Я передумала» — это уже основание.
Возвращать можно даже продукты, в том числе и те, которые вы, так сказать, уже «надкусили». В крупных супермаркетах достаточным основанием для возврата денег является то, что покупателю продукт пришелся не по вкусу.
А если продавец попался несознательный, то найти на него управу не составит труда. Достаточно обратиться с жалобой в ближайшее отделение департамента по торговым стандартам. Этот департамент расследует инцидент и покарает виновного за нарушение законов торговли вплоть до лишения лицензии.
Не выполнил обязательств — плати
В ИЗРАИЛЕ права потребителей защищает несколько организаций. При министерстве промышленности, торговли и труда, а также при Конфедерации израильских профсоюзов созданы специальные управления, куда потребители могут обратиться с жалобой на плохое качество проданных им товаров или оказанных услуг. Кроме того, претензии принимает и Объединение защиты потребителей (ОЗП), действующее на общественных началах. Причем эти организации обладают достаточным авторитетом, чтобы оспаривать судебные решения, если они вынесены не в пользу потребителя.
Так, одна супружеская пара заказала и оплатила номер в отеле курортного города Эйлат на берегу Красного моря с видом на море. Однако когда они прибыли на место, желаемого номера не оказалось. Администрация гостиницы предлагала новые варианты, которые так и не устроили чету. В результате они обратились в суд по мелким искам и потребовали компенсацию в размере 20 тысяч шекелей (более 5000 долларов). Суд иск удовлетворил, ведь гостиница действительно не выполнила своих обязательств. А клиент всегда прав, даже если он очень придирчив и привередлив.
Кстати, согласно израильским законам, покупатель полностью освобожден от доказательств величины ущерба, который был понесен им по вине продавца.
Закон слегка не писан
В БОЛГАРИИ с защитой прав потребителей вроде все хорошо — но часто лишь на бумаге. Комиссии есть, законы тоже. Но действительно ли они защищают?
Может случиться, что магазин, которому вы попытаетесь вернуть свежекупленную обнову на основании, что она вам вдруг разонравилась, откажется взять у вас товар обратно и вернуть деньги. Будете настаивать — придется долго возиться: сначала непосредственно с продавцом магазина, потом с его хозяином, потом… Можете пригрозить полицией и судом. Иногда срабатывает. А ведь в законе право на возврат товара прописано, как говорится, черным по белому.
Несколько лучше обстоят дела в магазинах, торгующих крупной техникой или сотовыми телефонами. Там деньги в большинстве случаев возвращают без вопросов в установленные законом сроки после соответствующей экспертизы товара.
В крупных сетевых продуктовых магазинах, как правило, за просроченный или испорченный товар сразу вернут деньги либо тут же предложат заменить его на соответствующий. Правда, это больше относится к гипермаркетам известных западных брендов или к маленьким «квартальным» магазинам, где почти каждого покупателя знают в лицо.
Рай для клиента
Красивый лозунг «Клиент всегда прав» в ИСПАНИИ реализован практически в полном объеме. Если вы приобрели в супермаркете, магазине или в киоске товар или продукт, который оказался испорченным или просто вам не понравился, можете смело нести его обратно. В течение двух недель после приобретения товар у вас примут без объяснения причины возврата. При этом вы имеете право как заменить товар на аналогичный, так и получить его полную стоимость — независимо от того, идет ли речь о дешевой майке, цвет которой вам в свете домашней лампы не понравился, авторучке, которая, как выяснилось, плохо пишет на вощеной бумаге, или ЖК-телевизоре, который просто не вписывается в ваш интерьер. Без каких бы то ни было возражений у вас обязаны принять товар обратно, если вы предъявите чек на покупку.
Об отказах магазинов удовлетворить требование покупателя — будь то возвращение товара или гарантийный ремонт — почти не слышно. И это неудивительно. Общество защиты прав потребителей пользуется в Испании колоссальным авторитетом. У этой организации огромный штат юристов, досконально знающих тонкости законодательства о правах потребителей, поэтому связываться с экспертами общества не пожелает ни один продавец.
Технологии на службе клиента
В ЮЖНОЙ КОРЕЕ хорошо развит Интернет, и люди им широко пользуются. Если в каком-то магазине будут проблемы с товаром и его откажутся поменять или возвратить деньги, то возмущенный покупатель может запросто написать о своей проблеме на каком-либо из форумов. На это владельцы магазинов, особенно крупных, реагируют очень чувствительно и поэтому стараются идти навстречу клиенту.
Причем южнокорейские магазины, как правило, стараются всеми силами пойти именно на замену товара, а не на возвращение денег. Вам предложат десяток иных моделей либо какую-то другую равнозначную замену, лишь бы не возвращать деньги. Хотя если будете настаивать, то, конечно, никуда продавец не денется — деньги вернут.
Бывают, конечно, и случаи, когда продавец и покупатель не находят общего языка. Тогда в дело вступает судебное разбирательство. При этом активно действует Общество защиты прав потребителей, куда также можно обратиться, если вас обманули или каким-либо иным образом ущемили ваши права.
Премия за качество
Союз потребителей ФРГ объединяет 30 организаций, занимается защитой прав потребителей в средствах массовой информации на федеральной, европейской и международной арене. Благодаря их деятельности в стране приняты дополнения к законам, касающимся продовольствия, усилена инспекция продовольственных товаров. Экологически чистые и качественные продукты награждаются особой премией, присуждаемой комиссией при министерстве окружающей среды.
В суде не увидимся
В ШВЕЦИИ, согласно статистике, в Государственное управление по делам потребителей ежегодно поступает около 4 тысяч дел. Однако лишь около 20 из них передается на слушание в Коммерческий суд. Это свидетельствует о том, что практически все юридические конфликты решаются на основе переговоров, результат которых удовлетворяет и бизнесменов, и потребителей.
Татьяна САДЧЕНКО