Александр ДАШКЕВИЧ
Запрет стал очередным и весьма чувствительным ударом по финансовым интересам отрасли, заявили участники круглого стола в концерне «Белгоспищепром». Напомним, летом прошлого года в ряде областей была запрещена реализация пива через мелкорозничную сеть, после чего концерн зафиксировал одномоментное падение его продаж примерно на 25-30%. Крупные магазины смогли переключить на себя лишь около 10-15% прежних объемов мелкорозничной торговли.
Это стало одной из причин, почему в 2009 г. реализация отечественного пива на внутреннем рынке упала на 9%, до 31,3 млн. дал. При этом негативные тенденции сохраняются и в нынешнем году, в январе падение превысило 20% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. На основании этих данных концерн обратился в облисполкомы и Мингорисполком с предложением вернуть пиво в киоски. Однако ответной реакции пока не последовало.
Предполагается, что запрет будет содействовать формированию у белорусов европейской культуры потребления пива. Но это требует создания дополнительной инфраструктуры — ресторанов, кафе, в т.ч. летних. Пока по их количеству на душу населения Беларусь сильно отстает от большинства европейских государств. К примеру, по данным Минторга, в стране действует всего 34 специализированных пивных ресторана. Их количество планируется удвоить, если, конечно, найдутся инвесторы, которые согласятся начать бизнес при существующих арендных ставках.
Хотя при нынешней наценке в 150%, которую практикуют рестораны и бары, заманить туда массового потребителя будет непросто, констатировали участники круглого стола. Компенсировать потери сможет только сеть более демократичных павильонов и мини-кафе при магазинах. Достаточное их количество должно быть открыто в наиболее привлекательных для посетителей местах.
По мнению председателя Республиканской конфедерации предпринимателей Виктора Маргелова, правительство также обязано в кратчайшие сроки сформулировать понятные и обязательные для исполнения правила размещения подобных торговых точек. Сегодня каждый исполком при выдаче предпринимателям соответствующих разрешений (а главное, при их отзыве) руководствуется собственными, порой непредсказуемыми подходами. В одном районе достаточно простой барной стойки, в другом — требуют наличия в пивной не менее 20 посадочных мест и т.п.
Пивзаводы готовы участвовать в содержании временных павильонов, снабжать их оборудованием, но от инвестирования в стационарные заведения воздерживаются. К примеру, два ресторана в центре Минска, ранее принадлежавшие «Кринице», закрыты. ОАО «Пивзавод «Оливария» также не планирует серьезных вложений в общепит. По словам гендиректора предприятия Михаила Чеченева, неразумно приобретать недвижимость в современной ситуации, здесь впору вообще задуматься о доходности бизнеса.