Покупки переходят в сеть

Интернет-торговля продуктами питания в Беларуси пока не вошла в моду: для ее развития в нашей стране ранее не было достаточных предпосылок. Благосостояние населения росло медленно (да и только лишь до 2008 года), оставаясь на достаточно низком уровне. Тем не менее, когда средняя зарплата перевалила за 400-долларовую отметку, стали появляться надежды, что еще чуть-чуть и граждане будут способны реагировать на инициативы некоторых компаний по созданию продовольственных магазинов в Интернете.

Однако начался кризис и, как писало наше издание в 2009 году (№ 3), и продавцы, и покупатели оказались не готовы к освоению виртуального пространства. Настало идеальное время для развития дискаунтеров и зарабатывания имиджа на проведении ценовых акций, когда люди были готовы ездить с одного конца города в другой ради того, чтобы сэкономить лишнюю копейку. Этим и воспользовались некоторые игроки рынка, довольно существенно нарастив свои сети.

А дальше мировой кризис закончился, началась предвыборная лихорадка. К концу 2010 года среднюю зарплату белоруса дотянули до 500 USD. Это создало дополнительные проблемы экономике, но стало хорошим подспорьем для развития интернет-магазинов, торгующих продовольственными товарами.

Причем если раньше на рынке работали преимущественно службы доставки продуктов из обычных торговых точек (jin.by, nadom.by и др.) и сайты, специализирующиеся на изготовлении и доставке пиццы, суши (вроде pizza.by), то в 2010 году стал активно развиваться новый для Байнета и продовольственного рынка Беларуси вид компаний — онлайн-гипермаркеты. Характерно, что появление этого формата не сказалось на работе других продуктовых интернет-площадок — они продолжают заниматься своей узкоспециализированной деятельностью.

Уже несколько лет стажа имеет за плечами интернет-магазин baton.by, который предлагает клиентам достаточно широкий выбор пищевых продуктов. Однако на роль виртуального гипермаркета он не совсем годится, так как в его ассортименте, кроме продовольствия, собственно, ничего и нет. На отечественном рынке также работает интернет-дискаунтер danko.by, но и он предоставляет достаточно ограниченный ассортимент товаров.

В конце прошлого года в Байнете появился совершенно новый игрок — портал dodivana.by, который позиционирует себя в качестве гипермаркета. Как отметил корр. «ПР» маркетолог компании ЧПТУП «Данна Инвест» (которая и руководит этим ресурсом) Василий Рогожа, «если бы этот вид деятельности был неприбылен, мы туда бы не пошли».

В отличие от служб доставки товаров из магазинов, которые закупают продукты в городской розничной сети и привозят их на дом потребителю, интернет-гипермаркет приобретает продукцию у поставщиков и отгружает ее покупателям со своего склада. Сайт магазина выполняет роль витрины с возможностью заказа товара. Причем компания оперативно реагируют на информацию, которая поступает по виртуальным каналам. Как отмечают пользователи интернет-магазина, в течение 15 минут после размещения заявки на сайте, покупателю перезванивает оператор, который согласовывает время, место доставки, а также окончательную сумму заказа. При этом доставка является бесплатной.

Среди плюсов данного вида торговли нужно отметить его доступность из любого места столицы и Минского района. Кроме того, интернет-гипермаркет работает круглосуточно, что особенно приятно для людей, ведущих ночной образ жизни, ведь ночные магазины в столице можно пересчитать по пальцам.

Вместе с тем есть и ограничения, которые не дают возможности говорить о возникшем варианте как об идеальной торговой модели.

Во-первых, сумма заказа ограничивается минимумом в 50 тыс. BYR. Нужно отметить, что такая же цифра фигурирует и в условиях работы ряда других продовольственных интернет-сервисов. Как пояснили специалисты, заказ меньшей стоимости оказывается для компании невыгодным в первую очередь с точки зрения логистики. Вместе с тем некоторые интернет-магазины и службы доставки предлагают другие системы расчета стоимости доставки, например, в зависимости от суммы покупки.

Цены dodivana.by по некоторым позициям не отличаются от среднегородских, по другим они чуть выше (на уровне цен магазинов у дома) или ниже (на уровне дискаунтеров). Впрочем, как и реальные гипермаркеты, этот предлагает своим покупателям скидки, поэтому некоторые товары можно купить значительно дешевле, чем в обычном магазине.

Несмотря на связи данного торгового предприятия с поставщиками, ассортимент товаров на веб-витрине достаточно ограничен. Так, например, на момент подготовки статьи там продавались только замороженные цыплята двух птицефабрик. Отсутствие охлажденной продукции, видимо, объясняется сложностями ее хранения и транспортировки. Кстати, на интернет-страничке danko.by продукция из курицы вообще не предлагалась.

Также отметим, что, кроме продуктов, dodivana.by продает и другие потребительские товары, как и положено гипермаркету.

Представители традиционных форматов торговли считают, что онлайн-гипермаркеты пока не представляют для них серьезной угрозы: покупателей хватит на всех.

Действительно, сегмент интернет-торговли продовольственными товарами в Беларуси пока еще только формируется. И как он будет развиваться в дальнейшем, не до конца понятно. Инфляция и реальное снижение благосостояния населения могут отрицательно сказаться на перспективах этого формата. И совсем не исключено, что к концу 2011-го на рынке останется, как это было в 2009 году, лишь один игрок, а остальные либо заморозят, либо закроют свой бизнес.

Николай ГАВРИЛОВ