В майке лидера, но на дешевом велосипеде

Сыроделам РФ сегодня сложно составить конкуренцию зарубежным поставщикам. Причем эксперты считают, что здесь скорее всего не поможет даже увеличение ввозной пошлины, так как основной источник проблем кроется внутри отрасли — в низком качестве и нехватке сырья и отсталых технологиях.

В 2010 г., по предварительной оценке, выработка натуральных полутвердых и твердых сыров снизилась в России на 10%, они замещаются плавлеными сырами и сырными продуктами. Ситуацию усугубляет ценовой фактор: по стоимости местная продукция сопоставима уже даже с немецкой и проигрывает белорусской и украинской, в силу чего потребитель зачастую склоняется к импорту.

По словам руководителя информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока РФ Татьяны РЫБАЛОВОЙ, в 2010 году Германия потеснила Украину на российском рынке и отстает теперь только от Беларуси. По итогам 10 месяцев 2010 года (более поздних данных пока нет) на территорию соседней страны было ввезено почти 315 тыс. тонн сыров, что на 20% больше показателя соответствующего периода 2009 года. При этом производители из дальнего зарубежья нарастили поставки на 36%, а Беларусь и Украина — только на 4-5%.

Особенно преуспела ФРГ, добившаяся двукратного увеличения объемов — до 53 тыс. тонн. Важно отметить, что немецкая продукция уже выдерживает ценовую конкуренцию не только с российскими, но и с более дешевыми сырами из РБ. И это стоит учитывать, прогнозируя ближайшее будущее, хотя пока что Беларусь сохраняет некоторое преимущество, обеспечивая 26,5% импорта в РФ против примерно 17% у Германии и Украины.

Сегодня на российский рынок сыры поступают из 38 стран. Но, помимо тройки лидеров, лишь Литва, Финляндия и Франция более-менее заметны на магазинных полках. При этом их продукция весьма дорогая и каким бы ни было у нее соотношение цены и качества, рассчитывать на рекордные объемы здесь не приходится.

Германия же специализируется на так называемых биржевых сырах, которые популярны вследствие их относительной дешевизны. Это качественная продукция нижнего и среднего ценовых диапазонов, наиболее востребованных в России. Именно в этом состоит ее преимущество перед другими западными конкурентами.

Кстати, немцы выигрывают отчасти за счет цены, а не только качества уже и у российских производителей. Характерно, что преимущества они добиваются еще на этапе приобретения сырья: себестоимость молока, из которого производятся в ФРГ сыры массового спроса, благодаря субсидиям Евросоюза и немецкого государства составляет в пересчете на белорусские рубли 1260-1470 BYR за литр, в то время как средняя стоимость российского молокосырья — 1680-1890 BYR.

Что касается других участников лидирующей тройки, то украинская сыродельная промышленность сегодня переживает не самые лучшие времена, а Беларусь поставляет в основном небрендированную продукцию, и это создает перспективы для дальнейшего расширения присутствия европейских производителей на рынке РФ.

Доля импортного сыра в России в 2009 году превысила 45%, а в 2010 году была еще больше. Так, по данным inFOLIO Research Group, местное производство твердых, полутвердых, мягких и рассольных сыров составило 279 тыс. тонн против 290 тыс. тонн импорта. Аналогичных данных по всем категориям продукции, к сожалению, нет, но в любом случае рынок растет во многом благодаря усилению позиций зарубежных марок.

Эксперты отмечают, что повышение ввозных пошлин до 15% не изменило ситуацию. И дальнейший их рост или введение прямых административных запретов, а также имеющее место субсидирование, вероятно, тоже не смогут сломать тенденцию, пока страна не добьется существенного увеличения собственного производства при одновременном удешевлении сырья.

На рост импорта работает и неразвитость российского рынка, в силу которой спрос на сыры продолжал и продолжает увеличиваться даже на фоне кризиса. Причем потенциал роста остается огромным: показатели потребления этого продукта на душу населения в РФ (по разным оценкам от 4,8 кг до 5,4 кг), значительно отстают от показателей Франции (26,6 кг) или Германии (23,6 кг).

Это отставание объясняется, с одной стороны, тем, что речь идет об относительно дорогом продукте. Но также здесь следует учитывать традиционное отношение к сыру как к продукту добавочному. Во многих странах он — самостоятельное блюдо, а у наших соседей (как и у нас) — составная часть бутерброда или салата.

К особенностям данного рынка РФ еще относят популярность твердых и полутвердых, а также жирных сортов.

Однако если забыть об объемах и присмотреться к динамике спроса, то на первый план выходят элитные категории сыров. Любопытно, что многих покупателей они интересуют не сами по себе, а как компоненты экзотических блюд других стран. Именно ставшее модным увлечение национальными кухнями народов мира стимулирует продажи таких сортов, несмотря на их высокую стоимость.

Все большее внимание уделяет потребитель и дополнительной ценности продукта, например, низкой жирности, пониженному содержанию лактозы и др. Кроме того, все охотней люди платят деньги за новый вкус или удобную упаковку.

И все эти факторы Беларусь должна учитывать, если намерена наращивать или хотя бы сохранять объемы поставок своих сыров в РФ.

Виктор АТРОЩЕНКО

Сыр, согласно «Википедии», — это пищевой продукт, получаемый из молока с использованием свертывающих ферментов и молочнокислых бактерий или путем плавления различных молочных продуктов и сырья немолочного происхождения с применением солей-плавителей. Отличается высоким содержанием молочного жира (до 60%), белков (до 25%) и минеральных веществ (до 3,5%, не считая поваренной соли), служит источником витаминов A, D, E, B1, B2, B12, PP, C, пантотеиновой кислоты и др. Содержащиеся в нем питательные вещества усваиваются организмом почти полностью (на 98-99%).

Сыры классифицируются по веществу для свертывания молока (сычужные, кисло-молочные, сычужно-кислотные, кислотные) и по способу выработки (твердые, полутвердые, мягкие, рассольные, плавленые). Некоторые из них приготавливаются с использованием съедобных видов плесени из рода Penicillium, некоторые подвергаются копчению.