"Весеннее обострение"

consultДело об излишней экономии

— Обратилась к нам пожилая женщина. «всю жизнь, говорит, честно работала, а сейчас меня обманул коммерсант, продавший мне недоброкачественную межкомнатную дверь». По ее словам выходило, что недостаток двери был выявлен лишь через полгода после начала эксплуатации двери.

Мы связались и индивидуальным предпринимателем, и тот согласился расторгнуть договор купли-продажи, вернув деньги за дверь. Но — только после того, как женщина предоставит доступ в квартиру для проверки. А та не соглашается. «Не пущу, — говорит, — вас в дом, и все тут!»

Только позже выяснились подробности этого дела. Оказывается, когда к ИП пришла эта женщина, между ними произошел примерно такой диалог.

— Мне нужны межкомнатные двери из цельного дерева.

— Есть у нас такие. Стоят столько-то.

— Дорого. А есть подешевле — «под цельное дерево»?

— Есть. Цена такая-то.

— Дорого. А что будет стоить еще дешевле?

— Есть межкомнатные двери с вырезом под стекло.

— Какая цена?

— Такая-то.

— Вот, это меня устраивает.

Изготовили этой женщине несколько дверей, поехали устанавливать, и только на месте выяснилось, что одна из этих прозрачных дверей предназначена… для туалета. Ну, что тут поделаешь, желание клиента — закон. Установили, подписали акт о выполнении работ. Расстались довольные друг другом.

Надо полагать, что полгода к этой женщине никто из родных не захаживал в гости, и она безо всяких проблем могла пользоваться стеклянной дверью, разделяющей туалет и коридор. А когда приехали гости, то явно не оценили по достоинству «открытости» хозяйки. А уже ничего не поделаешь: что заказывала, то и получила. Не нужно было экономить.

Дело о подозрительной двери

— Установил один товарищ себе в квартиру входную металлическую дверь. Хорошую дверь, дорогую. Только вскоре после установки одолели его сомнения: а вдруг дверь не железная? Снаружи-то отделка, металла не видно. Судя по весу, явно тяжелая дверь. А металлический лист где, спрашивается? Мало ли что эти мастера запихнули вовнутрь, чтобы у доверчивого человека не возникло сомнений?

Когда этот мужчина обратился к нам с жалобой на изготовителя, он признался, что уже и глазок раскручивал, однако никакого металлического листа не увидел. Следовательно, был уверен этот человек, дверь действительно «подозрительная. Короче говоря, написал мужчина заявление, далее появилась рекламация, которую направили изготовителю злосчастной двери. На место выехал специалист. Как убедить человека в том, что дверь действительно металлическая? Правильно, «распотрошить» ее как положено, чтобы никаких сомнений не было. Что и было сделано. В результате потребитель остался с той же дверью, только уже «повидавшей виды». Зато теперь, открывая ее, он точно знает: она действительно сделана из металла.

Дело о сломавшемся телевизоре

— Испортился у одной бабушки телевизор. Не современный, а какой-то допотопный, еще с советских времен. Вызвонила она мастера по объявлению в газете. Тот приходит, видит положение вещей. Но то ли сострадание к пенсионерке у него обострилось, то ли профессиональная гордость заела, только решился он взяться за починку «ящика».

— Хорошо, бабушка, — говорит мастер, я найду вам запчасть. Сегодня же разыщу, привезу и установлю. Только вы внесите предоплату — за работу и стоимость самой детали. Пятьдесят тысяч рублей. Окончательный расчет произведем позже.

На том и порешили. Мастер уехал за деталью, вечером возвращается, а у бабушки, видимо, в голове что-то перемкнуло, и она ни в какую не согласилась открыть дверь. Даже вызвала милицию. Приехал наряд, спрашивает: «Что тут у вас случилось?» Мастер тычет под нос стражам порядка квитанцию и злосчастную деталь: «Вот, посмотрите, приехал телевизор чинить». А бабушка из-за двери: «А чего это он так поздно приехал?! Он, видимо, когда в первый раз приходил, увидел, что у меня квартира хорошая и решил меня убить!» Милиционеры хохочут, а телемастеру не до смеха: и полдня насмарку, и в историю влип.

А бабушка, вдохновленная быстрым приездом милиции, потом еще и в райотдел с заявлением бросилась: «Этот мастер у меня 50 000 рублей похитил. В милиции, конечно, заявление у нее не приняли, так она к нам в общество защиты потребителей обратилась. Вот что с людьми телевидение делает. Насмотрелась, небось, женщина криминальной хроники, так теперь сверхчеловеческую бдительность проявляет. Так что поломка «ящика», может быть, и на пользу пойдет. Не будет следующего телемастера за душегуба принимать.

Дело о моральном вреде

— К нам поступила информация о том, что в минские продовольственные магазины в последнее время зачастила женщина, которая тщательно исследует содержимое прилавков. Находит просроченный товар, берет его, а также все потенциальные доказательства «вины» магазина — упаковочную тару и т.п. И, само собой, чек. Через непродолжительное время после «инспекции» женщина вновь обращается в тот же магазин, где требует: а) вернуть деньги за просроченный товар и б) компенсации морального вреда в размере… 1 миллиона рублей.

С одной стороны, действия потребительницы вполне законные. Не уследили работники магазина за своим товаром — извольте «платить по счетам. Загвоздка в другом. Компенсацию причиненного морального вреда может назначить только суд. А торговому предприятию доводить заведомо проигрышное дело до суда не очень-то хочется. Как магазину загладить свою вину? Либо продуктами, либо деньгами. Так кое-кто, может, и поступает. Но у женщины в этом случае появляется возможность буквально вить из универсама веревки.

Конечно, нельзя запретить внимательным покупателям изучать товар. Но лучше, во избежание проявления так называемого «покупательского экстремизма», как его многие называют, не давать поводов для возникновения подобных конфликтных ситуаций. И вот это уже не смешно.

Александр НЕСТЕРОВ

 

Неистребимая сгущенка: рассказ покупателя

— Купил в магазине сгущенку. Решил ее сварить. Через четыре часа кипячения достаю банку из кастрюли и обращаю внимание на срок годности — месяц как закончился. Проблема в том, что я купил четыре банки сгущенного молока, и все они были просрочены.

Вернулся в магазин. На «сваренную» банку наклеил обратно этикетку. Говорю заведующей, что хочу вернуть продукт, так как он просрочен, а эта банка подвергалась температурной обработке (и показал банку с плохо наклеенной этикеткой).

Через неделю волею судеб снова зашел в этот магазин — увидел ТУ САМУЮ ВАРЕНУЮ МНОЙ СГУЩЕНКУ В ПРОДАЖЕ! Могу себе представить лицо покупателя, который купил бы эту сгущенку и попытался добавить молока в кофе…

Продукт снова сняли с продажи, а что с ним было дальше, не знаю.

 

 «Продвинутые» клиенты: свидетельство очевидца

— Я работал одно время в одной маленькой турфирмочке. Как-то раз приходят два клиента — муж и жена. Менеджера не было, пришлось отдуваться мне. Причем такие нудные попались, первым делом заявили: «Мы юристы, нас на фуфло не разведешь». Часа два рассматривали лицензии, путевку, ваучер, проспекты, всякие вопросы задавали, причем в основном на предмет возврата денег в случае «нестыковок». Или — какого цвета ванна и размер компенсации, если цвет не подойдет. Наконец им это все надоело, они взяли договор и ушли. Через некоторое время объявились, купили тур и больше не появлялись (что говорит о том, что все их устроило).

Спустя несколько месяцев я нашел тот самый шаблон договора, который подписала не одна сотня туристов. Один пункт этого договора заставил меня свалиться со стула: «Турист обязан прибыть в аэропорт не позднее чем за час до отправления ПОЕЗДА».

 

В Гомельском отделении Белорусского общества защиты потребителей частенько вспоминают женщину, которая купила в зоомагазине попугайчика. Хотела возвратить покупку, потому что за 8 месяцев он так и не заговорил. Там же: позвонила женщина, ее муж преждевременно раскодировался и запил уже на третий месяц. Спрашивала, кто виноват в этой истории.