Отвечаем на вопросы читателей
Если надоел «проблемный» блендер
Год назад был куплен блендер «First Austria». Практически сразу вышел из строя (стал протекать). Трижды отдавали в ремонт. Мастер говорил, что заказывал запчасти из Германии. Из ремонта блендер возвращался в нормальном состоянии — но проблема вскоре возвращалась. Гарантия на блендер — 12 месяцев, но, по Закону «О защите прав потребителей», на время ремонта она продлевалась, т.е. он еще, по идее, гарантийный. Можно ли все-таки вернуть его в магазин и получить обратно деньги, так как товар является бракованным?
Анна ХОРОШКО, Минский район
Требование о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы, предусмотренное пунктом 3 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», можно было заявить сразу, когда возникли проблемы с блендером, а не обращаться по нескольку раз в ремонтную организацию для устранения недостатков в товаре. Согласно статье 8 Гражданского кодекса Республики Беларусь граждане по своему усмотрению реализуют свои права, учитывая, что недостатки в товаре так и не устранены. Вы вправе потребовать возврата денег, и никто не может ограничить вас в выборе, в том числе указывать на необходимость очередного ремонта.
Рассыпался каблук
20 февраля 2010 года я купила мужские ботинки в торговом доме «На Немиге». Сын поносил их две с половиной недели, и каблук рассыпался. Каковы должны быть мои дальнейшие действия?
Оксана ЧУБАТАЯ, Минск
Здесь есть несколько моментов, которые подлежат уточнению. Какая именно это обувь, когда началась ее эксплуатация, учитывая, что на сезонные товары установлены особые правила гарантийного срока. Например, на весеннюю обувь гарантийный срок исчисляется с 1 марта. Однако и после окончания гарантийного срока никто не лишает вас права обратиться к продавцу и заявить свои требования относительно недостатков товара. В течение гарантийного срока продавец обязан принять товар для проведения проверки качества. Если он не согласен с вашими требованиями, то он же обязан провести за свой счет экспертизу товара, результаты которой разрешат спор относительно причин проявления дефектов обуви. Если же гарантия закончилась, то в течение 2 лет вы можете заявлять свои претензии, однако доказывать свою правоту вам придется самостоятельно. Если дефект действительно носит производственный характер, то расходы вам возместят.
Нет возможности пожаловаться? Это наказуемо!
Что нужно предпринять, если в магазине мне отказываются предоставить Книгу замечаний и предложений? Должны ли представители магазина понести за свои действия какое-либо наказание, и если да, то на каком основании? Мне это нужно, чтобы в подобных случаях ссылаться на конкретные статьи в законодательстве.
Регина АНТОНОВНА
— Непредъявление Книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина согласно статье 9.24 Кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин. Кроме того, Декретом Президента Республики Беларусь №2 от 14.01.2005 года «О совершенствовании работы с населением» установлено не только обязательное введение в государственных органах и иных организациях, а также у индивидуальных предпринимателей Книги замечаний и предложений, но и ответственность, согласно которой лицензирующий орган на основании представленной информации о систематическом (три и более раза в течение календарного года) нарушении требований законодательства при ведении Книги замечаний и предложений обязан принять решение о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев.
Подготовил Александр НЕСТЕРОВ
Присылайте свои вопросы, рассказы и просьбы через форму на сайте.