Чтобы не попасть впросак, нужно знать, на какой уровень обслуживания можно рассчитывать в том или ином заведении. Разобраться в категориях нам помогает инспектор-менеджер столичного ОО «Потребитель» Жанна СУСЛОВА.
- Официант, зубочистку!» - « Занята!»
— Наценочная категория объекта общественного питания — это совокупность отличительных признаков объекта определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания, — говорит Жанна Суслова. — По уровню и условиям обслуживания, комфортности, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг объекты общепита подразделяются на категории люкс, высшую, первую, вторую, третью либо вовсе без наценочной категории.
— И чем же отличается, скажем, ресторан категории люкс от заведения высшей категории?
— Давайте сравним. Категория люкс — это изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов и кафе, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей — для баров. А высшая — не изысканность, а оригинальность интерьера, а также выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных сложных заказных, фирменных блюд и изделий для ресторанов, кафе. А также широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей для баров.
— Простите, а первая категория?
— Ее характеристики еще проще: «Гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий сложного приготовления для ресторанов и кафе, выбор напитков, коктейлей, в том числе заказных и фирменных, — для баров».
— «Макдональдсы» тоже считаются ресторанами. Но где же у них, пардон, изысканность интерьера?
— Согласно специальной инструкции, утвержденной Постановлением Министерства торговли РБ №1 от 8 января 2004 года Рестораны «Макдональдс» на наценочные категории не подразделяются и должны соответствовать требованиям, установленным для ресторанов быстрого обслуживания второй наценочной категории. Что касается других ресторанов быстрого обслуживания, то они могут быть первой и второй наценочной категории.
— А, скажем, вагоны-рестораны?
— Они относятся к объектам первой категории.
— Летние кафе?
— Мини-кафе, летние кафе и мини-бары — ко второй. Кстати, о том, к какой наценочной категории относится то или иное заведение, вы можете узнать и не заходя в помещение: данные сведения должны быть на вывеске у входа, где указан распорядок работы объекта общепита.
Свобода означает вседозволенность?
— Пару месяцев назад наценки на блюда, отпускаемые в объектах общепита «высоких» категорий вроде бы отпустили на свободу…
— Да, в марте 2010 года из продукции общественного питания, цены и наценки на которую регулируются в соответствии со специальным перечнем облисполкомами и Мингорисполкомом, исключена продукция торговых объектов общпита наценочных категорий люкс, высшая и первая. Иными словами, цены на такую продукцию определяются с учетом конъюнктуры рынка.
— Когда решение только-только было принято, многие рестораторы говорили, что цены в их заведениях, возможно, даже уменьшатся. Мол, никто не станет пытаться зарабатывать в ущерб посещаемости. Очевидно, за это время вы уже сделали свой вывод — в какую сторону изменились цены?
— Они явно не уменьшились. По крайней мере, в тех заведениях, которые мне довелось посетить. Скорее наоборот. Дело в том, что спрос на услуги кафе и ресторанов пока в большинстве районов превышает предложение. Поэтому условия, как правило, диктуют рестораторы.
— Надо полагать, подобная «расслабуха» сказывается и на качестве предоставляемых услуг?
— Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда по ряду параметров ресторан или кафе, скажем, высшей категории «тянет» лишь на первую, а то и на вторую. Что касается разницы между первой и второй категориями, то ее и не заметишь.
— А что же контролирующие органы?
— Прошлогодний мораторий на проверки, объявленный в связи с кризисом, действует до сих пор. Это развязывает руки недобросовестным рестораторам. В подобной ситуации могу посоветовать потребителям быть активнее и оставлять свои претензии в книгах замечаний предложений, жаловаться на недобросовестное обслуживание в подразделения по защите прав потребителей при районных администрациях, в санстанцию или налоговую инспекцию — в зависимости от рода нарушений. Там по фактам, изложенным в вашей жалобе должны будут провести проверку. Может быть, тогда несправедливость и восторжествует.
Александр НЕСТЕРОВ
Основные «приметы» заведений различных категорий мы свели в таблицу, с помощью которой вы легко сориентируетесь в том, что именно вам больше подходит для отдыха.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТИННЫЙ СТАТУС ЗАВЕДЕНИЯ? |
||||||||||||
Требования |
Ресторан |
Кафе |
Бар |
|||||||||
|
Люкс |
Высш. |
1-я |
2-я |
Люкс |
Высш. |
1-я |
2-я |
Люкс |
Высш. |
1-я |
2-я |
Автостоянка |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Гардероб |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Современные туалеты с гор. и хол. водой |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
= |
Туалеты |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
Эстрада/танцпол |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Кондиционер |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Вентиляция |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Телефон для потребителей |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Мебель повышенной комфортности в соотв. с интерьером |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Фирменный скатерти |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Полотняные салфетки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Посуда из мельхиора или нейзильбера, или нерж. стали |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Посуда разового использования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
ПРИМЕЧАНИЕ. Обслуживание в вагонах-ресторанах, объектах при учебных заведениях, производственных предприятиях, в общественных местах (гостиницы, вокзалы, кинотеатры, театры, стадионы и др.), и некоторых других специализированных объектах общепита может иметь свои специфические особенности. |
Читаем вывеску
Каждый объект общественного питания должен иметь вывеску с указанием:
- типа заведения;
- наценочной категории;
- наименования (фирменного наименования) объекта и своей организации, места ее нахождения;
- режима работы объекта.
В объектах общественного питания, организуемых ИП, указываются также их фамилия, имя, отчество, информация о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего государственную регистрацию.
Официант, потанцуем?
В зависимости от наименования каждый объект общепита должен предлагать определенные услуги. Какие?
Ресторан — широкий ассортимент блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольные, табачные и кондитерские изделия, покупные товары, повышенный уровень обслуживания в сочетании с организацией досуга.
Кафе — предоставление ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента кулинарной продукции.
Бар — барная стойка, реализация различных напитков, закусок, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров.
Столовая — приготовление и реализация с потреблением на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуск их на дом.
Закусочная — ограниченный ассортимент блюд несложного приготовления из определенного вида продуктов, предназначенный для быстрого обслуживания потребителей.
Кафетерий — реализация с потреблением на месте ограниченного ассортимента продукции, не требующей сложного приготовления, покупных товаров.
И не забудьте! Рестораны, кафе и бары обязаны сочетать производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха потребителей.{jcomments off}