Забегаловка класса «люкс»

restaraunt-categoryЧтобы не попасть впросак, нужно знать, на какой уровень обслуживания можно рассчитывать в том или ином заведении. Разобраться в категориях нам помогает инспектор-менеджер столичного ОО «Потребитель» Жанна СУСЛОВА.

- Официант, зубочистку!» - « Занята!»

— Наценочная категория объекта общественного питания — это совокупность отличительных признаков объекта определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания, — говорит Жанна Суслова. — По уровню и условиям обслуживания, комфортности, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг объекты общепита подразделяются на категории люкс, высшую, первую, вторую, третью либо вовсе без наценочной категории.

— И чем же отличается, скажем, ресторан категории люкс от заведения высшей категории?

— Давайте сравним. Категория люкс — это изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов и кафе, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей — для баров. А высшая — не изысканность, а оригинальность интерьера, а также выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных сложных заказных, фирменных блюд и изделий для ресторанов, кафе. А также широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей для баров.

— Простите, а первая категория?

— Ее характеристики еще проще: «Гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий сложного приготовления для ресторанов и кафе, выбор напитков, коктейлей, в том числе заказных и фирменных, — для баров».

— «Макдональдсы» тоже считаются ресторанами. Но где же у них, пардон, изысканность интерьера?

— Согласно специальной инструкции, утвержденной Постановлением Министерства торговли РБ №1 от 8 января 2004 года Рестораны «Макдональдс» на наценочные категории не подразделяются и должны соответствовать требованиям, установленным для ресторанов быстрого обслуживания второй наценочной категории. Что касается других ресторанов быстрого обслуживания, то они могут быть первой и второй наценочной категории.

— А, скажем, вагоны-рестораны?

— Они относятся к объектам первой категории.

— Летние кафе?

— Мини-кафе, летние кафе и мини-бары — ко второй. Кстати, о том, к какой наценочной категории относится то или иное заведение, вы можете узнать и не заходя в помещение: данные сведения должны быть на вывеске у входа, где указан распорядок работы объекта общепита.

Свобода означает вседозволенность?

— Пару месяцев назад наценки на блюда, отпускаемые в объектах общепита «высоких» категорий вроде бы отпустили на свободу…

— Да, в марте 2010 года из продукции общественного питания, цены и наценки на которую регулируются в соответствии со специальным перечнем облисполкомами и Мингорисполкомом, исключена продукция торговых объектов общпита наценочных категорий люкс, высшая и первая. Иными словами, цены на такую продукцию определяются с учетом конъюнктуры рынка.

— Когда решение только-только было принято, многие рестораторы говорили, что цены в их заведениях, возможно, даже уменьшатся. Мол, никто не станет пытаться зарабатывать в ущерб посещаемости. Очевидно, за это время вы уже сделали свой вывод — в какую сторону изменились цены?

— Они явно не уменьшились. По крайней мере, в тех заведениях, которые мне довелось посетить. Скорее наоборот. Дело в том, что спрос на услуги кафе и ресторанов пока в большинстве районов превышает предложение. Поэтому условия, как правило, диктуют рестораторы.

— Надо полагать, подобная «расслабуха» сказывается и на качестве предоставляемых  услуг?

— Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда по ряду параметров ресторан или кафе, скажем, высшей категории «тянет» лишь на первую, а то и на вторую. Что касается разницы между первой и второй категориями, то ее и не заметишь.

— А что же контролирующие органы?

— Прошлогодний мораторий на проверки, объявленный в связи с кризисом, действует до сих пор. Это развязывает руки недобросовестным рестораторам. В подобной ситуации могу посоветовать потребителям быть активнее и оставлять свои претензии в книгах замечаний предложений, жаловаться на недобросовестное обслуживание в подразделения по защите прав потребителей при районных администрациях, в санстанцию или налоговую инспекцию — в зависимости от рода нарушений. Там по фактам, изложенным в вашей жалобе должны будут провести проверку. Может быть, тогда несправедливость и восторжествует.

Александр НЕСТЕРОВ

 

Основные «приметы» заведений различных категорий мы свели в таблицу, с помощью которой вы легко сориентируетесь в том, что именно вам больше подходит для отдыха.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТИННЫЙ СТАТУС ЗАВЕДЕНИЯ?

Требования

Ресторан

Кафе

Бар

 

Люкс

Высш.

1-я

2-я

Люкс

Высш.

1-я

2-я

Люкс

Высш.

1-я

2-я

Автостоянка

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Гардероб

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

Современные туалеты с гор. и хол. водой

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

=

Туалеты

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

Эстрада/танцпол

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

Кондиционер

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

Вентиляция

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Телефон для потребителей

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

Мебель повышенной комфортности в соотв. с интерьером

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

Фирменный скатерти

+

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

Полотняные салфетки

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

Посуда из мельхиора или нейзильбера, или нерж. стали

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

Посуда разового  использования

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

ПРИМЕЧАНИЕ. Обслуживание в вагонах-ресторанах, объектах при учебных заведениях, производственных предприятиях, в общественных местах (гостиницы, вокзалы, кинотеатры, театры, стадионы и др.), и некоторых других специализированных объектах общепита может иметь свои специфические особенности.

 

Читаем вывеску

Каждый объект общественного питания должен иметь вывеску с указанием:

  • типа заведения;
  • наценочной категории;
  • наименования (фирменного наименования) объекта и своей организации, места ее нахождения;
  • режима работы объекта.

В объектах общественного питания, организуемых ИП, указываются также их фамилия, имя, отчество, информация о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего государственную регистрацию.

 

Официант, потанцуем?

В зависимости от наименования каждый объект общепита должен предлагать определенные услуги. Какие?

Ресторан — широкий ассортимент блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольные, табачные и кондитерские изделия, покупные товары, повышенный уровень обслуживания в сочетании с организацией досуга.

Кафе — предоставление ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента кулинарной продукции.

Бар — барная стойка, реализация различных напитков, закусок, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров.

Столовая — приготовление и реализация с потреблением на месте разнообразных по дням недели завтраков, обедов, ужинов, а также отпуск их на дом.

Закусочная — ограниченный ассортимент блюд несложного приготовления из определенного вида продуктов, предназначенный для быстрого обслуживания потребителей.

Кафетерий — реализация с потреблением на месте ограниченного ассортимента продукции, не требующей сложного приготовления, покупных товаров.

 

И не забудьте! Рестораны, кафе и бары обязаны сочетать производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха потребителей.{jcomments off}