Нет счастья в том доме, куда не приходит гость

Армения завораживает удивительными древними памятниками Урарту, неповторимой кухней и узелковыми коврами необыкновенной красоты. Со знаменитым армянским коньяком по аромату может поспорить только французский. Сегодня о культурных и кулинарных традициях своей страны рассказывает Ануш Гарегиновна Бабаян, супруга Советника  Посольства Армении в Беларуси.

- Госпожа Ануш,  каковы особенности отношения вашего народа к  окружающему миру?

 - Армяне – земледельцы,  поэтом у нашего народа веками выработано очень бережное отношение к тому, что дарит земля.  Все используется и ничего не пропадает.  Например, когда обрезают виноград, веточки не выбрасывают и не сжигают просто так. На этих веточках обязательно сделают шашлык. Мясо получается потрясающе вкусным и ароматным.  Все что дает виноград используется полностью.  Из ягод делают варенье, вино, сок. 

- Жмых от винограда тоже используют или все же выбрасывают?

- Именно на основе этого жмыха делают традиционную водку.  Ну, а листья винограда идут на приготовление толмы, блюда без которого невозможно представить себе армянскую кухню.   Вообще же множество блюд национальной  кухни  рассчитано на длительное хранение без холодильника. Это исторически обусловленная особенность быта нашего народа. Армяне очень часто испытывали гонения,  а при возникновении опасности  людям нужно было быстро собраться в дорогу и взять с собой только самое необходимое, в том числе и еду.

- И какая это была еда?

Первое –  традиционный армянский лаваш. Само слово лаваш происходит от слов «лав кашель», что значит – хорошо растянутый.  

- Сейчас  тонкий армянский лаваш  широко продается в наших магазинах, белорусы его любят. Так что спасибо вашему народу за такое изобретение!

- Действительно, это  изобретение нашего  народа. Лаваш с древности выпекался в земляных печах тонирах,  и именно тонкий армянский лаваш  внесен ЮНЕСКО в список мирового нематериального культурного наследия.

- Будем теперь знать, что едим продукт из списка мирового культурного наследия. Какие еще продукты  можно отнести к традиционно армянским, которые известны белорусам?

- Например, бастурма и суджук.  Эти  виды мясных изделий  производят белорусские предприятия. Бастурма –  высушенно-вяленое цельное мясо, а суджук – колбаса, сделанная из молотого мяса со специями и обязательно спрессованная,  имеющая  плоскую форму.   У нас очень любят эти продукты  и обязательно  подают в небольших количествах на стол как закусочки.   Традиционные армянские вкуснейшие бренды – сухофрукты и варенье.  Варенье варят буквально из всего: из орехов, абрикосов, персиков, гранатов, мандаринов,  из арбузных корок, тыквы, шиповника, черешни, лепестков роз, винограда.

- Как можно сварить варенье из винограда? Ведь ягодки такие мягкие и сочные?

-  Для варки используют специальные сорта  с толстой кожицей и большими ягодами.  И особенность  приготовления в том, что варится все очень недолго, буквально 5 минут. Тогда ягодки остаются целыми. Моя мама всегда варила  виноградное  варенье и его вкус – одно из приятнейших воспоминаний детства.  Еще отменное  варенье из недозрелых грецких орехов. Такой  продукт содержит много йода, и когда женщины занимаются варкой  орехового варенья,  это сразу видно – у них становятся черными пальцы.

 

 

Госпожа Ануш Бабаян родилась и выросла в г. Ереване.  Окончила  Ереванский Государственный университет, филологический  факультет. Кандидат педагогических наук,  доцент кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Российско-Армянского Государственного (Славянского) университета.  Создатель авторского предмета – Эстетическая коммуникация. Любит  искусство, живое общение, увлекается китайской живописью, рисует в стиле Суйбоку. Является членом Минского международного женского клуба. Имеет дочь и внучку. 

 

 

-  В Армении застолья проходят по определенным правилам, которые вырабатывались веками.  Со временем традиции не меняются?

- Традиции застолий святы. Четко   установлено, как начинать трапезу, как  вести и как завершать. За стол садятся в определенной  последовательности: во главе — отец семейства, справа и слева от него - старшие по возрасту родственники или соседи, затем сыновья и зятья, дочери и невестки, остальные — в порядке старшинства.  Мать семейства садится напротив мужа. В зависимости от темы застолья говорится определенное количество тостов. Каждый тост имеет символический смысл. Особое внимание за столом уделяется гостям. Одна старая армянская пословица говорит: «Нет счастья в том доме, куда не приходит гость».  Гостю, даже если это враг,  за столом никогда не скажут ничего отрицательного, ему оказывают все знаки внимания и уважения. За столом вообще нет места отрицательным эмоциям – это закон.  

- Каковы приоритеты в воспитании детей в армянских семьях?

- Армяне – очень доброжелательный и дружелюбный народ.  Основной принцип в воспитании детей – уважение младших к старшим.  Древняя поговорка гласит – «Вода младшему, а слово – старшему».  Младшие всегда помалкивали в присутствии старших и  прислушивались к их мнению. Я выросла в большой семье,  у моих родителей было пятеро детей.  Главным для нас  всегда было понятие дружбы в отношениях с другими людьми.  Нас учили находить общий язык со всеми и  решать любые  споры мирным путем.

Еще один приоритет – научить ребенка видеть красоту во всем –  в общении, в отношениях, в окружающем мире. Красота в сознании армянского народа имеет огромное значение. Например, когда отец,  хочет указать сыну на неблаговидность какого-то поступка,  он  говорит: «Ты некрасиво поступил».

И, главным приоритетом в воспитании,  всегда были знания. Даже в самой глухой деревне, если ребенок стремится у учению, это очень приветствуется. Слова «он хорошо учится» - большая похвала для ребенка.

 

 

 

На фото:  Советник Посольства Армении в Беларуси Господин Геннадий Мирзоян с супругой.

 

 

- А какие знания больше ценятся - гуманитарные или из области точных наук?

- Армяне во все века учили своих детей не только писать и считать. Со средних веков в наших школах преподавались такие предметы как геометрия, мелодекламация - декламация стихов под музыку

- Читать и считать – это всем понятные нужные навыки, а зачем учить детей декламировать стихи под музыку?

-  Это пробуждает в душе добрые чувства, оживляет воображение, развивает креативность, раскрывает творческие способности, то есть позволяет уйти от однолинейности и однонаправленности мышления, с сожалению, так распространённой сегодня.

- Сейчас, действительно, миром правят деньги и сильно размыты границы между прекрасным и безобразным, между добром и злом.  

- Раньше Беларусь и Армения входили в состав огромного государства - Советского Союза.  И людям разных национальностей было легко жить рядом.  Никто никого не делил на лиц кавказской национальности и европейской.  Все дружили и с уважением относились друг к другу. Вера у людей была разная, но отношения между народами – дружеские.  Нас всех объединяла идея построения светлого будущего и люди дружили.  Но, когда идея рухнула, государства разделились, разрушилось доверительное отношение между нациями. Сейчас детям почти никто не внушает идей милосердия и человечности.  Конечно, все времена имеют свои минусы и  плюсы, а идеализировать прошлое было бы неверно. Но  в СССР была такая ценность как доверие и взаимодоверие наций.  Я благодарна за это советскому времени. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото: Члены Минского международного женского клуба

  -  Вы создатель авторского предмета - Эстетическая коммуникация. Чему он учит?

- Если сказать кратко,  это диалоги о культуре и культура диалога. Мы все – разные.  Не плохие и хорошие, а разные. У наций и народов созревшее в процессе истории разное мировоззрение, разные оценки одних и тех же явлений, разное понимание морали, разный быт, разные внутрисемейные отношения, разное отношение к детям. Многие конфликты сегодня возникают именно из-за недопонимания и незнания особенностей культуры другого народа.  Мой предмет учит определенным умениям – слушать и слышать, смотреть и видеть, читать и понимать написанное.    Через живое общение, стихи и музыку я стараюсь донести до молодых людей идеи красоты, любви, мира, взаимопонимания, разбудить в них креативные творческие способности.

- То, о чем вы говорите, кажется таким романтичным в сегодняшнем не очень добром мире.

- Мне часто говорили  раньше, что я романтик. А теперь многие мои ученики, которые уже давно стали взрослыми, благодарят за то, что в свое время занимались у меня на курсе. Жить и любить гораздо легче и приятнее, чем жить и ненавидеть.

Беседовала Татьяна Фадеева

 

Откройте для себя новые вкусы

Одной из главных черт армянской кухни является сочетание противоречивых элементов, например, горького со сладким, соленого со сладким. Очень много традиционных рецептов мяса с сухофруктами.  Ануш Гарегиновна Бабаян рассказывает: « С детства я помню и сейчас очень люблю такие композиции: хлеб с сыром и виноградом; хлеб с маслом, сыром и медом.   Раньше мне казалось, что  все знают и едят продукты в таких сочетаниях. Оказывается, нет. Сейчас, когда я предлагаю попробовать белорусским друзьям хлеб с сыром и арбузом или спелую сочную грушу с сыром, вижу, как люди открывают для себя совершенно новые вкусы и высказывают восхищение».

 

Гата. Простой рецепт

Сладкая хрустящая Гата непременное украшение  армянского  стола в праздничные дни.  Традиционный рецепт приготовления теста для этого  пирога довольно длительный  и очень трудоемкий.  Но сегодня, благодаря обилию продающегося в магазинах готового слоеного теста, сделать Гату  запросто может каждая белорусская хозяйка, любящая побаловать своих близких  чем-нибудь  вкусненьким.

Продукты: готовое слоеное тесто, 1 стакан муки, 50 г сливочного масла, 0,5-1 стакан сахара, измельченные орехи.

Для приготовления начинки растереть муку с сахаром и  размягченным сливочным маслом. Растирать только руками до образования мелкой крошки. В конце в смесь можно добавить измельченные орехи.  Госпожа Ануш Бабаян рекомендует: «Начинку надо делать только руками.  Если перемешивать миксером, смесь получится жидкой. Все нужно делать именно руками, чтобы передать будущему кушанью   свои позитивные мысли и любовь. Тогда Гата получится очень вкусной и все, кто ее попробует,   получат огромное удовольствие и заряд бодрости».

Приготовив начинку,  тесто разделить на две части и  раскатать толщиной 1.5-2 мм. Один пласт равномерно покрыть слоем начинки. Затем прикрыть вторым раскатанным пластом теста и все нарезать на ромбики одинаковой величины. Уложить кусочки Гаты на противень, накрытый смазанной маслом пекарской бумагой. Поставить  в разогретую духовку и запекать до готовности.

Можно делать Гату и как один круглый пирог. Мама госпожи Ануш всегда делала именно такой вариант – большую круглую Гату, которую смазывала яйцом и накалывала вилкой.   Если такой пирог подается на Новый год, то в него прячут монетку. И, конечно же, тот, кому попадется кусочек с  монеткой,  будет самым счастливым и обязательно получит в Новом году какое-то особое благословение.

Еще один плюс Гаты – она может храниться довольно долго, недели 2-3, не теряя при этом своих прекрасных вкусовых качеств.

Армяне шутят: в еде важны ноздри. Ароматы – очень важная составляющая    национальной  кухни, поэтому в пищу используется большое количество разнообразной зелени. На зиму хозяйки всегда сушат много различных трав и добавляют их в пищу для аромата.

 

Как готовить настоящий хаш? 

Сейчас само слово Хаш в сознании у многих людей закрепилось как «суп, который едят с похмелья».  И мало кто знает, что употребление Хаша – это настоящая традиция, уходящая корнями вглубь веков.   Госпожа Ануш Бабаян  рассказала:  «Мой отец,Гарегин Аршакович Бабаян, заслуженный учитель Армянской ССР, много лет назад  написал брошюру о том, как ходить на Хаш и как вести себя за столом во время этой церемонии. Хаш - это целый ритуал, который нужно знать. Хаш кушали не часто. В старые времена, когда  богатые люди резали скот,  копыта и голенки отдавали бедным,  а те варили Хаш.  Оттуда и пошла эта традиция.

В прошлом на Хаш ходили только мужчины, но сейчас и женщины принимают участие в застолье. Гость приносит с собой водку. Начинается церемония  в 9-10 часов утра.  Часам к 12, когда все с удовольствием съедено,  подают горячий чай со сладостями.  Хаш – тяжелая  пища, поэтому желательно есть это блюдо  по утрам, чтобы за день все усвоилось. Если съесть хаш вечером, то бессонная ночь  гарантирована.

Прежде чем приготовить хаш,  тщательно вымытые и отскобленные говяжьи или бараньи ножки, разрубленные на три части, двое суток вымачивают в холодной воде, часто меняя воду. Затем продукты кладут в большую кастрюлю,  заливают холодной водой и ставят  вариться  на очень медленном огне на всю ночь. Во время варки снимется образующаяся пена.  Никаких специй и соли во время готовки не добавляют. 

На хашном столе обязательно должна быть белая редька (не горькая), нарезанная тонкими ломтиками, много свежей зелени, различные соления, бастурма, суджук, армянский сыр типа брынзы, лимон, подсушенный тонкий лаваш и свежий  тонкий лаваш, соль.  Никаких специй кроме соли и чеснока для Хаша традиционно не используют.  Большая ошибка так же думать, что Хаш нужно заправлять чесноком и солью прямо в кастрюле, это безвозвратно испортит вкус блюда. Большое количество измельченного чеснока немного разводят бульоном и подают на стол в отдельной мисочке.

Поскольку традиционно Хаш едят руками,  всем участникам церемонии обязательно кладут рядом  влажные салфетки, о которые можно вытереть руки. Моя мама еще в советские времена покупала в Беларуси льняные  салфеточки, лучше всего подходящие для этих целей,  и использовала их в сервировке хашного стола.

Каждому гостю ставят по две тарелки. Сама церемония начинается так: в глубокие закусочные тарелки  укладывают по куску мяса, сверху – немного чеснока и соль по вкусу,  накрывают все куском свежего лаваша, чтобы не остывало. Потом  в глубокую тарелку наливают бульон, добавляют в него чеснок и соль по вкусу. Затем -  наломанный на небольшие кусочки сухой лаваш, который быстро размокает и по консистенции получается жидковатая кашка.  Берут кусок свежего лаваша и рукой, зачерпывая размокшую массу из бульона,  кушают. После того, как съедается хаш, кушают мясо.

Прежде чем начать трапезу, наливают маленькую рюмку водки и говорят первый тост:  За доброе начало дня!

Всего произносится 5 тостов, не больше, не меньше,  и выпивается 5 маленьких рюмочек водки. Второй тост - за тех, кто ест Хаш. Третий -  за  тех, кто приготовил Хаш. Четвертый – за землю и за воду -  благодарность Богу за то, что послал все это присутствующим. И последний тост – за дом и за хозяев, которые приняли гостей.  

Тосты – как бусинки, которые нанизываются на ожерелье.  Красная нить и главная цель всего хашного застолья – благодарность Богу, хозяевам и жизни».