Мороженое: сколько пачек в день?

Кому — молочное, а кому пломбир

По степени жирности мороженое бывает четырех видов: молочное, сливочное, пломбир и плодово-ягодное. Молочное мороженое содержит не более 6% жирности и до 16% сахара. В сливочном от 8% до 10% жира и 15% сахара. Самое жирное мороженое — пломбир (15% жирности). Плодово-ягодное мороженое не содержит молочных жиров, вырабатывается только из натуральных соков, фруктовых пюре и сахара (содержание 25-30%).

В мороженом содержится около ста ценных для организма веществ: более 20 аминокислот белка, около 25 различных жирных кислот, 30 минеральных солей, 20 различных витаминов, а также очень важные для обмена веществ ферменты. Главная прелесть мороженого в том, что оно успокаивает нервную систему и «заряжает» мозги. Однако, по словам врачей и диетологов, употреблять этот продукт можно далеко не всем. Дело в том, что мороженое — это высококалорийный продукт, поэтому он не рекомендуется людям с избыточной массой тела. Если мороженое приготовлено на сахарозе, то его нельзя есть диабетикам. К счастью, для таких потребителей отечественные производители предлагают широкий ассортимент мороженого на фруктозе. Людям с высоким уровнем холестерина в крови не рекомендуется мороженое, сделанное на животных жирах.

Кроме того, мороженым не стоит увлекаться тем, кто болен атеросклерозом, ишемической болезнью сердца и кариесом. И хотя врачи, как правило, не дают строгих рекомендаций о количестве съедаемого мороженого и разрешают порцию в день, диетологи уверены, что мороженое не диетический продукт, поэтому даже здоровому человеку не стоит есть его каждый день, а лучше два-три раза в неделю.

Вкусная история

История мороженого насчитывает уже более 5 тысячелетий: именно тогда в богатых домах Китая к столу начали подавать фруктовые соки, смешанные со снегом и льдом. Рецепты приготовления таких блюд держались в строжайшем секрете. Охлажденные соки применялись во время уборки урожая в Израиле в период царя Соломона. Греческий врач Гиппократ рекомендовал мороженое для укрепления здоровья. Холодным лакомством угощали и Александра Македонского во время его походов в Персию и Индию.

Европейская история мороженого началась с Италии, куда его рецепт привез из Китая знаменитый путешественник Марко Поло. В XVI-XVII веках оно распространилось по всем европейским странам. Известно особое пристрастие к мороженому королевы Франции Екатерины Медичи. На торжественных обедах в Версале гостям подавали мороженое и шербет с добавлением мандаринового и апельсинового соков, приготовленные по собственному рецепту Медичи. Однако все это время мороженое оставалось уделом избранных, его считали экзотическим лакомством для императоров и королей.

В России со времен Киевской Руси подавали в качестве лакомства мелко наструганное замороженное молоко. На Масленицу крестьяне готовили смесь из замороженного творога, сметаны, изюма и сахара. Мороженое очень любили Екатерина II и Петр III. Но по-настоящему массовым продуктом мороженое стало лишь в США, куда его завезли в начале XVIII века английские переселенцы. В 1750-х годах американский предприниматель Джекоб Фусел организовал в Балтиморе первую фабрику по производству мороженого. Мороженое любили многие американские президенты. Долли Мадисон, жена президента США Джеймса Мадисона, подала мороженое на инаугурационном баллу своего мужа еще в 1813. Американцам особенно понравились фруктовые сорта, которые очень любил и даже сам изготавливал президент Джордж Вашингтон. В 1919 году американец Христиан Нельсон разработал технологию покрытия мороженого глазированного шоколадом, за что получил патент за эту идею, а мир узнал новый сорт «Эскимо».

Белорусские стандарты на мороженое

Сегодня в Беларуси мороженое производят около 50 предприятий; общий объем производства составляет 25-27 тыс. тонн в год. С 1 июля 2005 года в Республике Беларусь был введен новый стандарт на мороженое, объединивший в себе 20 разрозненных документов. Не ограничивая производителей, он лучше защищает потребителей. В зависимости от применяемого сырья стандарт четко классифицирует мороженое по шести группам: на молочной основе; на плодово-ягодной; на основе сахара; шербеты; молокосодержащее мороженое и мороженое, изготовленное без фризерования (пищевой и фруктовый лед). СТБ содержит основные требования к качеству продукции, определяет содержание жира, сахарозы, сухих веществ, а также требования безопасности к мороженому.

Стандарт ограничил применение растительных жиров при производстве мороженого, разрешив использовать лишь кокосовое масло, сократил сроки реализации мороженого (максимум 5 месяцев при температуре -18оС). Это хорошо, поскольку некоторые производители использовали в производстве холодного лакомства пальмовое масло (которое расщепляется лишь при температуре 40оС и используется в основном в изготовлении мыла), искусственные добавки. Но он все равно не защитил нас на 100% от неудобоваримых ингредиентов, поскольку применяется лишь в отношении отечественного мороженого. Как раз в его качестве мы и не сомневались, но ведь продается у нас не только белорусское мороженое.

В России тоже введен новый стандарт на мороженое. Но он касается лишь для трех видов: молочного, сливочного и пломбира. И что получается? Наш производитель выпускает свою продукцию, жестко следуя стандартам не только в отношении рецептуры, но и состояния производственно-бытовых помещений, качества упаковки и даже надписей на упаковке. Другой же производитель изготавливает мороженое по своим ТУ, которые допускают присутствие жирозаменителей и прочего дешевого сырья, не содержат расшифровки состава на упаковке, имеет сроки реализации, достигающие 12 месяцев. При этом российский производитель, согласно законодательству своей страны, глазурь на кокосовом или сливочном масле имеет право называть шоколадной, а белорусский, согласно нашим законам, точно такую же глазурь может называть лишь весьма неаппетитно — «жировая» или «какаосодержащая». То, что мы по закону имеем право называть шоколадной глазурью, повысит цену мороженого в 3 — 4 раза.

Или еще пример. По нашему стандарту пломбир клубничный — это мороженое с добавлением клубничного пюре с массовой долей 140 кг на тонну. По российскому — достаточно клубничного ароматизатора, присутствие которого обозначено на упаковке микроскопическим шрифтом, зато название «Пломбир клубничный» (или фисташковый, малиновый и т.д.) — крупно и броско.

Дело не в том, что чье-то мороженое лучше, а чье-то хуже. Немало качественного и отличного мороженого выпускают и российские, и белорусские производители. Говорим мы все это для того, чтобы подчеркнуть, как важно обращать внимание на этикетку, а не думать так: «ну раз продают, значит полезно и можно».

Елена ЛОБАШЕВА

Мороженое с пивом и рыбкой — идеальный летний вариант?

В наше время изобретено такое количество холодных лакомств, что перечислить их все стало непросто, а мастера мороженых дел все равно продолжают изобретать новые сорта, экспериментируя с сочетанием вкусов и текстур. Например, один японский кулинар додумался до того, что изобрел рыбное мороженое со вкусом маринованных орхидей, креветок и сайры, которое пользуется большим спросом и приносит предприимчивому японцу стабильный доход.

Хорошая новость пришла и из Великобритании, где супруги Максвелл придумали мороженое под названием «Темное пиво Ньюкасла». Она стало настолько популярным, что получило медаль на одной из местных выставок. По виду оно неотличимо от обычного мороженого и напоминает пломбир, залитый карамелью. Но когда пробуешь его на вкус, ясно слышишь нотки темного эля.