Как обманывают покупателей?

Они используют сильные магниты от динамиков старых радиоприемников. Магнит заворачивают в тряпку, мол, чтобы прилавок протирать, или кладут в пустую пачку из-под сигарет и помещают рядом с чашкой весов. Если на нее положить весовой товар, чашка опустится к магниту и тот ее чуть притянет к себе, накрутив таким образом 100-150 г! Если же кто-то захочет проверить весы, магнит убирают и они показывают точно. А к чашке электронных весов крепят крючок с леской, которую продавец незаметно тянет вниз, увеличивая вес. Конечно, не все продавцы на рынке отваживаются на подобные эксперименты, но по крайней мере там и покупатели традиционно подготовлены к обману.

Не знаю, откроем ли мы Америку, но в современных супер— и гипермаркетах тоже существуют свои секреты обмана покупателей, причем как совершенно законные (те же технологии), так и незаконные. Этот материал мы подготовили на основе информации из российской и украинской прессы, потому что товароведы из наших магазинов на подобные темы и официально, и инкогнито говорить отказываются. Неужели заметили что-то знакомое в уловках, подмеченных в соседних странах?

В любом случае, мы советуем покупателям быть всегда настороже и верить своим глазам, и только своим! Итак, где можно попасться?

Когда покупатель обманываться рад!

В больших современных магазинах применяют научно разработанные приемы, подсознательно вынуждающие людей приобретать больше товаров, даже если они не очень нужны. Этим занимаются специально обученные люди — мерчандайзеры. Многолетние исследования показали: больше денег оставляет в магазине тот, кто дольше по нему ходит. Отсюда два основных и, казалось бы, взаимоисключающих приема мерчандайзинга: первый — заставить покупателя дольше ходить по залу и второй — во время наплыва людей вынудить их быстрее выбрать товар и пройти к кассе. Первая задача решается просто — порядком размещения продуктов. Именно поэтому три группы повседневных товаров — хлеб, мясо и молоко — чаще всего расположены в противоположных углах торгового зала. По этой же причине не всегда удается быстро найти секцию, где продается мука, сахар или соль: подходы к ним заставлены чипсами, консервами, спиртным, конфетами. В поисках хлебушка человек идет сквозь ряды разнообразной снеди с красочными этикетками, к которым рука так и тянется. Многие видели на полках с пивом якобы забытые покупателями пакетики с орешками, кальмарами или таранью или коробку конфет рядом с шампанским. На самом деле это оставленные продавцами напоминалки, которые часто срабатывают.

Чтобы ускорить (или замедлить, когда людей в торговом зале мало) поток покупателей, используют музыку. Вечером и утром в магазинах играют медленные, спокойные мелодии, настраивающие человека на лирический лад, а вот в часы пик ставят быстрые хиты, транслируют шутки и анекдоты. Под бодрую музыку клиент не только берет с полок больше товара, но и меньше задумывается над выбором — какая бутылка пива или коробка конфет оказались ближе, ту и берем и бегом дальше, ведь у кассы очередь. Особенно это увеличивает продажи перед праздниками!

Когда покупатель совсем не рад обману!

Как обманывают: На переднем плане выставляют товар с истекающим сроком годности, свежий прячут в глубине полок.

Что делать: Смотрите на дату выпуска, выбирайте товар не с первого ряда, а в глубине. Хлеб берите не с ближайшего стеллажа, а с самого дальнего!

Как обманывают: Под товаром располагают ценник от такого же товара, но меньшего веса или объема (например, на полке стоят бутылки пива объемом 0,5 л, а ценник — для бутылок 0,33 л, которые расположены рядом).

Что делать: Обращайте внимание на информацию на ценнике!

Как обманывают: Палка копченой колбасы, провисевшая в торговом зале 2-3 дня, теряет в весе 20-30 г, за которые покупатель переплачивает.

Что делать: Не поленитесь и взвесьте колбасу (или фрукты, они тоже усыхают) на контрольных весах. Если вес существенно меньше, чем указанный на ценнике, попросите продавца перевесить. Обычно они беспрекословно подчиняются просьбе, если же откажут — требуйте вызвать администратора!

Как обманывают: Часто в магазинах не вычитают вес поддона и упаковочной пленки расфасованных товаров, за которую, кстати, взимается плата, в итоге покупатель получает на 5-10 г меньше продукта.

Что делать: Доказать свою правоту в данном случае намного сложнее, чем в предыдущем, но также можно требовать перевесить товар, вычтя вес упаковки.

Как обманывают: Замороженные продукты, особенно морепродукты, продаются в глазури из льда, после разморозки товар теряет до 20% веса.

Что делать: Не ведитесь на якобы низкую цену и покупайте такую же рыбу без глазури. Это все равно выгоднее, чем более дешевая рыба, но во льду.

Как обманывают: Псевдоакции: товар со скидкой, два по цене одного, три по цене двух. Нередко скидка символическая, а срок годности дешевого товара подходит к концу.

Что делать: Посмотрите, когда истекает срок годности товара, и решите, успеете ли вы съесть этих три коробки конфет за три дня, оставшихся до просрочки.

Как обманывают: Если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату. С выдавленной маркировкой такой вариант не проходит.

Что делать: Старайтесь покупать продукты с выдавленной, а не нарисованной датой изготовления, если ее нет, смотрите, не вздулась ли упаковка.

Как обманывают: Переклейка этикеток, причем иногда даже старую этикетку не отрывают, а клеят сверху новую.

Что делать: Осматривайте товар: сыр и мясо не должны быть обветренными, заплесневелыми.

Как обманывают: При расфасовке рыбы, мяса, сыра в пленку и непрозрачные пластиковые поддоны вниз нередко кладут кожу рыбы с чешуей, мясо с костями или сало, а то и откровенную тухлятину, заплесневелый сыр и края головок, которые надо обрезать в отходы, а сверху все это прикрывают аппетитными кусочками. Фрукты и овощи фасуют вперемешку — снизу подпорченные, сверху кондиционные.

Что делать: Желательно не покупать нарезку в поддоне — лучше взять кусочек и порезать самому, заодно будете уверены, что вес точный.

Как обманывают: Просроченную сырокопченую колбасу моют мылом или порошком, полукопченую колбасу протирают подсолнечным маслом.

Что делать: Вымытая или протертая маслом колбаса неестественно блестит и имеет несвежий запах, понюхайте ее!

Как обманывают: Просроченное мясо вымачивают в уксусе и пускают в фарш, вареную колбасу с истекшим сроком годности, крабовые палочки, кальмары и майонез — в салаты.

Что делать: Мясо желательно покупать на рынке, а не в супермаркете, а фарши и салаты готовить дома.

Как обманывают: На ценнике, прикрепленном к полке с товаром, указана более низкая стоимость продукта, чем та, что занесена в память кассового аппарата.

Что делать: Обнаружив, что в чеке стоимость выше, чем на ценнике, требуйте продать товар по более низкой цене либо вернуть деньги.

Как обманывают: Если клиент берет много товара и невнимателен, кассир может пробить один и тот же товар дважды.

Что делать: Сверяйте чек с ассортиментом покупок, не отходя от кассы. Обнаружив несоответствие, можете требовать либо возврата денег, либо выдачи оплаченного продукта.

Подготовила Ольга КАЗАКЕВИЧ

Экзотические способы обмана

Из бутылки с дорогим импортным пивом сотрудники магазина могут выпить содержимое и налить вместо него воду, чай, из кокоса — через дырочку выпить молоко, из коробочки с мини-шоколадками, печеньем вытянуть 1 или несколько штук.

Не поленитесь положить на весы набор мини-шоколадок, потрясти кокосовый орех (в нем должна плескаться жидкость), перевернуть вверх дном бутылку с пивом, проверить, не сочится ли из-под крышки жидкость.