Пиво открывай! Баю-бай…

В июне в столице был созван круглый стол на тему «Проблемы развития пивоваренной отрасли в Республике Беларусь». Правда, главных возмутителей спокойствия — представителей Минздрава, МВД и Генпрокуратуры — на нем не было, зато делегаты от союза «Гильдия пивоваров», Минторга, торговых сетей, телевизионщики вовсю обсуждали грядущие нововведения.

Производители и телевизионщики едины

Согласно предложенным изменениям в Закон РБ «О рекламе» запрет рекламы пива на телевидении должен быть продлен с 20.00 до 22.00. Пивовары против! И вот почему.

— Принятие этого решения фактически означает запрет рекламы пива на телевидении, поскольку после 22.00 аудитория зрителей сильно сужается, — заявил исполнительный директор союза «Гильдия пивоваров» Владислав СКРЕБЦОВ. — Для производителей пива главный эффект от рекламы заключается в привлечении внимания к бренду потребителей, которые предпочитают пиво другим алкогольным и слабоалкогольным напиткам. В условиях уже существующих в Беларуси законодательных ограничений на рекламу пива телевизионная реклама фактически является одним из немногих эффективных способов конкурентной борьбы за предпочтения потребителя.

Пивоваров поддержали телевизионщики. Что, конечно, неудивительно, ибо ТВ кормится в том числе и от выручки за размещение пивных роликов.

— Объем телевизионной рекламы отечественных брендов пива вырос с 73% в 2010 году до 88% в 2011-м, — сообщил заместитель директора дирекции продаж и маркетинга Белтелерадиокомпании Сергей ЛАШУК. — Мировые бренды давно наработали свой имидж, а вот запрет рекламы пива с 20.00 до 22.00 вполне может привести к потере имиджа белорусских брендов.

— Объем импортного пива в настоящее время занимает неприлично большую долю на рынке Беларуси, — добавляет официальный представитель Ассоциации рекламных организаций Беларуси, генеральный директор рекламного агентства Starcom Mediavest Group Петр ПОПЕЛУШКО. — 20-30% — такой его доли нет ни в одной из стран-соседей. И только наша пивоваренная промышленность начала выбираться из провала и развивать собственное движение, как возникают ограничения.

Минторг колеблется

Министерство торговли, безусловно, заинтересовано в продвижении отечественной продукции, увеличении товарооборота и т.д. Однако социальная значимость пивной проблемы заставляет здешних специалистов занимать позицию, которую можно обозначить как «и нашим, и вашим».

— Министерство торговли поддержало предложенные белорусскими депутатами изменения в проект закона о рекламе, касающиеся вопросов рекламы пива на телеканалах, — говорит начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга РБ Ирина БАРЫШНИКОВА. — Дело в том, что эти предложения продиктованы социальной значимостью проблемы алкоголизации населения, в том числе молодежи, и направлены на минимизацию негативных последствий влияния потребления алкоголя и пива. На фоне увеличения объемов реализации спиртных напитков населению, количества преступлений, совершенных в состоянии опьянения, а также психических заболеваний, связанных с употреблением спиртных напитков, массированная реклама пива недопустима. Кстати, аналогичная норма есть и в России: там реклама пива запрещена на телевидении с 7.00 до 22.00, на радио — с 9.00 до 24.00. Не стоит при этом забывать, что в соответствии с соглашением о сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере рекламной деятельности ведется планомерная работа по унификации законодательства.

По словам Ирины Барышниковой, при подготовке белорусского законопроекта было внесено предложение ввести требование об обязательном наличии в роликах предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления пива. В настоящее время такая надпись касается только чрезмерного употребления алкоголя. А пивовары, если уж на то пошло, могли бы компенсировать свои потери от переноса времени телерекламы рекламой в Интернете, где в основном и сидит целевая аудитория.

Прогнозы и последствия

Представители союза «Гильдия пивоваров» предупреждают, что принятие новых ограничений по рекламе может существенно отразиться не только на состоянии работающих в Беларуси пивоваренных компаний, но и на социально-экономических аспектах их деятельности, на сокращении инвестиций в отрасль. Могут также существенно снизиться поступления от рекламы пива в бюджеты телеканалов. По мнению пивоваров, нужна более детальная проработка проекта закона.

Кроме того, на полном серьезе ведутся разговоры о возможном увеличении акциза на пиво — по некоторым данным аж в 4,6 раза. Если это произойдет, то отечественный пенный напиток ждет существенное подорожание. Ориентировочно на 50%. В итоге, по мнению заместителя генерального директора по маркетингу ОАО «Пивзавод Оливария» Надежды ДЕШКОВЕЦ, пиво становится все более дорогим продуктом в расчете на градус алкоголя по сравнению с крепкими напитками. Не стоит также забывать, что инфляция в 2011 году, по официальным прогнозам, ожидается на уровне 33-39%. Логично предположить, что это обстоятельство также будет провоцировать рост цен.

Все вышеперечисленное навевает пессимистические мысли. Да и начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Беларуси Ирина Барышникова дала пивоварам малоутешительный совет: «Откажитесь от этих двух часов! Я не вижу перспектив, что вы выиграете эту битву».

Не выиграют пивовары, не выиграют рекламщики, не выиграют телевизионщики. Выиграет ли потребитель?

***

Алкоголь — это, конечно, враг здоровью. Чрезмерное его употребление никого до добра не доводило. Но почему изменения должны быть приняты именно сейчас, когда всем в нашей стране нелегко? И почему пиво должно рекламироваться лишь с 22.00, когда, к примеру, в Минске точки по продаже пенного напитка уже закрыты? Вот вопросы, на которые пока не получено ответов.

И еще одна ремарка. Если уж решено поставить заслон «вредным» продуктам, то почему не ограничить, к примеру, рекламу фастфуда? Неужели людей с избыточным весом в Беларуси меньше, чем тех, кто любит пиво? Давайте будем последовательными. А то пивоваров, честно говоря, тоже жалко.

Александр НЕСТЕРОВ

 

Заводы стремятся успеть в последний вагон?

Пока заинтересованные стороны активно обсуждают изменения в закон о рекламе, официальная статистика показывает, что пивзаводы стараются увеличить производство пива. И это у них получается. По данным Белстата, предприятия Беларуси в январе — мае 2011 года произвели пива на 22% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидером по объему является столичное ОАО «Криница», на втором месте — ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», на третьем — минское ОАО «Пивзавод Оливария». А вот витебское СООО «Двинский бровар» на 85% сократило выпуск пива. Спад производства отмечен и у СОАО «Речицапиво» и некоторых других предприятий.

 

Шаг влево, шаг вправо — запрет?

Контролирующие органы Беларуси уже не первый год внимательно следят за тем, чтобы пивные телевизионные ролики не выходили за рамки сурового законодательства и общественной морали. В 2008 году, к примеру, Генеральная прокуратура зафиксировала ролик, использующий образы, внушающие, что потребление пива способствует достижению успеха. Речь идет о рекламе пива «Тема». Его сюжет заключается в том, что одна девушка звонит своей подруге с вопросом: «А 25 сантиметров — это хорошо?» Та интересуется: «Это по вертикали или по горизонтали?» Получив заверение, что это «по вертикали, конечно же», она восхищенно отвечает, что это «просто замечательно!». Эта беседа сопровождается еще и довольно двусмысленным и символическим видеорядом. Который, впрочем, завершается вполне мирно: зрителям демонстрируется бутылка пива высотой 25 см. Данный ролик в течение лета демонстрировался около 1000 раз, но затем был снят с эфира.

 

Анекдот в тему

Все дети знают: если по телевидению началась реклама пива, значит, пора спать!